Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды N 0904-1215Пл-Пс/011-0920 от 22.12.2020 и решение судьи Басманного районного суда от 05.04.2020, вынесенные в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды N 0904-1215Пл-Пс/011-0920 от 22.12.2020 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Басманного районного суда от 05.04.2020 названное выше постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России фио ставит вопрос об отмене названных выше административных актов, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на их незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами должностного лица административного органа и суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Законный представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, защитника не направил, ходатайств об отложении судебного слушания не заявлял. Руководствуясь ст. 25.4 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи не нахожу.
Административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Объективная сторона предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ состава административного правонарушения выражается в действие или бездействие лиц, в том числе и юридических лиц, состоящее в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
В соответствии с п. 11 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
В силу адрес закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", при снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи соответствующих сведений и документов.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Росприроднадзора от 21.09.2020 N 1215 "О проведении плановой выездной проверки ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России" в период с 28.09.2020 по 23.10.2020 в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России проведена плановая выездная проверка с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на 2020 год.
В ходе проверки установлено, что объект негативного воздействия на окружающую среду N 03-0123-009060-Т по информации из ПТО УОНВОС числится за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, что подтверждается свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 15.06.2018 N N CFWOU6PQ.
30.09.2020 в ходе проведения натурного осмотра объекта негативного воздействия на окружающую среду код N 03-0123-009060-Т, установлено, что вышеуказанный объект не эксплуатируется и опломбирован, что также подтверждается актом закрытия объекта теплового хозяйства от 09.11.2017.
Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России хозяйственную деятельность на объекте негативного воздействия на окружающую среду, расположенном по адрес: адрес, (адрес) код объекта N 03-0123-009060-Т не осуществляет.
В ходе проверки установлено, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не обеспечено своевременное предоставление информации о прекращении эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, расположенного по адресу: адрес, (адрес), код объекта N 03-0123-009060-Т, для получения свидетельства о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением ст. 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
Действия ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России подтверждаются следующими доказательствами: актом проверки ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ от 23.10.2020; предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 23.10.2020; фотоматериалами к проверке ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ; актом осмотра от 16.10.2020; 09.10.2020, 22.09.2020; актом проверки от 23.10.2020; протоколом об административном правонарушении 03.12.2020; сопроводительной о направлении отчетов по производственному экологическому контролю и о снятии с учета объекта НВОС, с приложением отчетов; заявлением о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и исключении его из государственного реестра объектов НВОС от 02.11.2020; актом закрытия объекта теплового хозяйства от 09.11.2017.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
При рассмотрении дела должностным лицом административного органа и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в его совершении.
Довод жалобы об отсутствии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России состава вменного правонарушения, поскольку порядок актуализации сведений об объектах НВОС законодательством РФ не определен, не может быть принят во внимание, поскольку основан на ином токовании закона.
В силу пункта 12 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" организация должна сообщать о (об): замене организации или предпринимателя, осуществляющих деятельность на объекте НВОС; реорганизации в форме преобразования; изменении наименования организации, адреса ее места нахождения; изменении Ф. И.О. предпринимателя, его места жительства, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; изменении места нахождения объекта НВОС; изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Предельный срок для подачи документов установлен законом для случаев, перечисленных в пунктах 1-5 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ. Он составляет 30 дней с момента госрегистрации изменений (п. 7 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ). Следовательно, в остальных случаях документы можно подать в иной разумный срок.
09.11.2017 был составлен акт закрытия объекта теплового хозяйства, т.е документ, перечисленный в вышеназванной статье Закона об охране окружающей среды, следовательно, Учреждение обязано было в разумный срок обратиться для получения свидетельства о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, однако не сделало этого, что что является нарушением ст. 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
В этой связи действия ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России правильно квалифицированы по ст.8.5 КоАП РФ.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ФГБУ "ЦЖКУ", приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Довод жалобы о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.
Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кроме того, применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Совершенное ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации. Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России правонарушения, его общественную значимость, считаю, что в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Процедура привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к административной ответственности соблюдена. Данных о нарушении проверяющим органом прав юридического лица в ходе производства по административному делу не получено.
Административное наказание назначено ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пределах санкции ст.8.5 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды N 0904-1215Пл-Пс/011-0920 от 22.12.2020 и решение судьи Басманного районного суда от 05.04.2020, вынесенные в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.