Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобам защитника фио, поданным в защиту заместителя начальника метрополитена - начальника Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко К.А., на постановление N 231 заместителя Главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации (адрес) по пожарному надзору - заместителя начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по адрес от 22.04.2021, решение судьи Мещанского районного суда адрес от 06.07.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении заместителя начальника метрополитена - начальника Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко К.А.,
УСТАНОВИЛ:
12.04.2021 государственным инспектором субъекта Российской Федерации (адрес) по пожарному надзору - ст. инженером Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по адрес в отношении заместителя начальника метрополитена - начальника Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко К.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Материал передан для рассмотрения в Управление надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по адрес.
Постановлением заместителя Главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации (адрес) по пожарному надзору - заместителя начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по адрес N 231 от 22.04.2021 заместитель начальника метрополитена - начальник Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере сумма.
Решением судьи Мещанского районного суда адрес от 06.07.2021 указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Степаненко К.А. - без удовлетворения.
В жалобах, поданных в Московский городской суд, защитник Степаненко К.А. - фио выражает несогласие с принятыми по делу постановлением должностного лица и решением судьи, просит их отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях должностного лица Общества состава вмененного правонарушения.
Заместитель начальника метрополитена - начальник Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко К.А. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, обеспечил явку защитников фио, фио, которые доводы жалоб поддержали.
Допрошенный в качестве свидетеля сотрудник ГУ МЧС России по адрес фио, предупрежденный судом об административной ответственности под роспись за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, полагал вмененное правонарушение совершенным и доказанным, доводы жалоб основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Допрошенный в качестве свидетеля сотрудник ГУ МЧС России по адрес фио, предупрежденный судом об административной ответственности под роспись за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, полагал вмененное правонарушение совершенным и доказанным, доводы жалоб основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, выслушав объяснение защитников фио, фио, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 25.03.2021 в 10 ч. 00 мин. по адресу: адрес, должностными лицами Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по адрес проведена проверка противопожарного режима на территории, в здании и помещениях ГУП "Московский метрополитен", в ходе которой, установлен факт нарушения должностными лицом - заместителем начальника метрополитена - начальника Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко К.А. требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", а также нормативных документов по пожарной безопасности: строительные нормы и правила, национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), а именно:
-помещения административного и общественного назначения не оборудованы дымовыми пожарными извещателями (4-й этаж помещения NN 14, 15, 16, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31 (по БТИ) - п. 3 Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) (далее-НПБ 110-03);
-помещения первого этажа не защищены автоматическими установками противопожарной защиты в соответствии с таблицей N 3 НПБ 110-03 - ст. ст. 4, 6 ст. 88 ФЗ N 123-Ф3, ст. 46 ФЗ N 184-ФЗ, п. 4, таблица 3. НПБ 110-03;
-не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на 4 этаже) - п. 54 ППР РФ;
-не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты (система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на 4 этаже) - п. 54 ППР РФ;
-на объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем (система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на 4 этаже) - п. 54 ППР РФ;
- информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на 4 этаже) - п. 54 ППР РФ;
-автоматические установки пожарной сигнализации не обеспечивают подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, инженерным и технологическим оборудованием в здание (система пожарной сигнализации на 2 и 3 этаже) - ст. ст. 4, 6, 83 п. 4 Ф3 N 123-Ф3, ст. 46 ФЗ N 184-ФЗ, п. 14.1 СП 5.13130.2009, п. 6.1.1 СП 484.1311500.2020;
-при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдаются проектные решения (система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на 2-м и 3-м этаже) - п. 54 ППР РФ;
-в здании отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (на 4-м и 1-м этаже) - ст. ст. 4, 6 ФЗ N 123-Ф3, ст. 46 ФЗ N 184-ФЗ, п. 5.1, таблица 2, п. 20 нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03).
Начальник Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко К.А. является должностным лицом, на которого возложена обязанность по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в части эксплуатации и содержания устройств автоматической пожарной сигнализации, охранно-оповестительной сигнализации, устройств пожаротушения, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в связи с чем его действия квалифицированы по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы факт совершения административного правонарушения и вина Степаненко К.А. подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении N 231 от 12.04.2021; распоряжением (приказом) о проведении плановой, выездной проверки N 87 от 24.02.2021; актом проверки N 87 от 25.03.2021; трудовым договором N 43, заключенным с Степаненко К.А.; приказом о распределении обязанностей между начальником метрополитена и его заместителями.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья пришли к правильному выводу о том, что заместитель начальника метрополитена - начальник Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко К.А, не обеспечил соблюдение подчиненными ему должностными лицами метрополитена соблюдение вышеуказанных требований пожарной безопасности, в связи с чем он обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, которые обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Постановление по делу об административном правонарушении и последующее решение являются законными, мотивированными и содержат сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражающие событие правонарушения, квалификацию деяния, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в ходе рассмотрения дела.
Суд не усматривает каких-либо нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи, либо состоявшегося по делу постановления должностного лица.
Вина заместителя начальника метрополитена - начальника Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко К.А, не обеспечившего организацию работ по эксплуатации, содержанию и модернизации устройств автоматической пожарной сигнализации, охранно-оповестительной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, устройств пожаротушения в Московском метрополитене, в совершении вмененного правонарушения полностью доказана.
По смыслу 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к данной норме, под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.
С учетом изложенного, субъектами правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Приказом руководителя ГУП "Московский метрополитен" N УД-07-1233/19 от 17.10.2019, утверждено Распределение обязанностей между начальником метрополитена, первыми заместителями начальника метрополитена, заместителями начальника метрополитена и отдельными руководителями метрополитена. Пунктом 7.8 данного Приказа закреплено, что заместитель начальника метрополитена - начальник Дирекции информационно-технологических систем и систем связи организует работу по эксплуатации, содержанию и модернизации устройств автоматической пожарной сигнализации, охранно-оповестительной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, устройств пожаротушения в метрополитене.
Также п.7.20 Приказа определено, что заместитель начальника метрополитена - начальник Дирекции информационно-технологических систем и систем связи несет ответственность за выполнение приказов, распоряжений начальника метрополитена в рамках своей компетенции.
Таким образом, должность Степаненко К.А. отнесена к категории руководящих должностей, и именно он осуществляет руководство организацией работы по эксплуатации, содержанию и модернизации устройств автоматической пожарной сигнализации, охранно-оповестительной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, устройств пожаротушения в метрополитене, наделен полномочиями по исполнению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.
В этой связи довод жалобы о том, заместитель начальника метрополитена - начальник Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко К.А. не может являться субъектом правонарушения не является основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Степаненко К.А. приняты все зависящие от него меры по исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности в части, определенной вышеназванным Приказом руководителя ГУП "Московский метрополитен" N УД-07-1233/19 от 17.10.2019.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Степаненко К.А. состава вмененного правонарушения, поскольку административным органом нарушения требований пожарной безопасности выявлены в помещениях, не относящихся к Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен", также как и доводы о том, что лицом, ответственным за соблюдение пожарной безопасности в ГУП "Московский метрополитен" является главный инженер ГУП "Московский метрополитен", судом отклонятся, поскольку как отмечено выше, Приказом руководителя Московского метрополитена на Степаненко К.А. возложена обязанность по организации работ по эксплуатации, содержанию и модернизации устройств автоматической пожарной сигнализации, охранно-оповестительной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, устройств пожаротушения в Московском метрополитене, а не только в помещениях Дирекции информационно-технологических систем и систем связи. Кроме того, возложение на главного инженера ГУП "Московский метрополитен" обязанностей по организации соблюдения пожарной безопасности в ГУП "Московский метрополитен", не освобождает Степаненко К.А. от исполнения требований названного выше приказа руководителя ГУП "Московский метрополитен" N УД-07-1233/19 от 17.10.2019, которым на него как специалиста в области информационно-технологических систем и систем связи возложена обязанность по организации работ по эксплуатации, содержанию и модернизации устройств автоматической пожарной сигнализации, охранно-оповестительной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, устройств пожаротушения в метрополитене.
Приказ руководителя ГУП "Московский метрополитен" N УД-07-1233/19 от 17.10.2019 не оспорен, и обязателен к исполнению работниками ГУП "Московский метрополитен".
Доводы жалобы о том, что должностное лицо и суд при рассмотрении дела не учли, что Степаненко К.А. как руководитель Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен", не мог быть привлечен к ответственность за отсутствие в проверяемых объектах таких устройств, как дымовые пожарные извещатели, автоматические установки противопожарной защиты, поскольку названным приказом на него возлагалась обязанность лишь по организации работ по эксплуатации, содержанию и модернизации устройств, суд признает необоснованными.
Допрошенный в качестве свидетеля сотрудник ГУ МЧС России по адрес фио, предупрежденный судом об административной ответственности под роспись за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ пояснил, что все указанные в протоколе об административном правонарушении устройства в т..ч пожарные извещатели, автоматические установки противопожарной защиты на проверяемых объектах имелись, но не работали, поскольку находились в неисправном состоянии. При этом руководством Московского метрополитена, в т.ч. Степаненко К.А, ответственным за работу устройств автоматической пожарной сигнализации, охранно-оповестительной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, устройств пожаротушения в Московском метрополитене, меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности не принимались.
Административное наказание назначено Степаненко К.А. в пределах санкции, установленной законом, и с учетом конкретных обстоятельств дела. Оснований для изменения назначенного административного наказания, применения иного вида административного наказания, в т.ч. с учетом доводов защиты, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление N 231 заместителя Главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации (адрес) по пожарному надзору - заместителя начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по адрес от 22.04.2021, решение судьи Мещанского районного суда адрес от 06.07.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении заместителя начальника метрополитена - начальника Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко Кирилла Алексеевича оставить без изменения, жалобы защитника фио - без удовлетворения
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.