Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" на постановление судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 18.08.2021, которым ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
13.05.2021 должностным лицом ГУ культурного наследия по адрес в отношении ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд адрес.
Постановлением судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 18.08.2021 ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" фио ставит вопрос об отмене состоявшегося постановления, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на его незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Законный представитель ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, направил защитника фио, которая доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника фио, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Административная ответственность по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судьёй районного суда, на основании задания начальника Главного управления культурного наследия адрес от 01.04.2021 N 80-21 в период с 11 час. 00 мин. по 16 час. 00 мин. должностными лицами Управления было проведено плановое мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения - адрес, XIX - нач. XX вв, расположенного по адресу: адрес (современный адрес: адрес, городской адрес), находящегося в собственности Российской Федерации, переданного ФГБУ "РАН" на праве оперативного управления.
26.02.2019 Распоряжением ГУ Культурного наследия адрес утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия.
В ходе визуального осмотра Объекта выявлен факт бездействия ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" по вопросу сохранения объекта культурного наследия федерального значения, в т.ч. в нарушение п.1. ч.1 ст. 47.3, Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия", Учреждением не осуществляются расходы на содержание объекта культурного наследия, объект не поддерживается в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В ходе осмотра Объекта установлено, что "Главный дом" Объекта обветшал, со всех сторон здания отсутствует остекление в окнах, оконные проемы не защищены от воздействия внешней среды, нарушен штукатурно - окрасочный слой фасадов; штукатурно - окрасочный слой фасадов поражен плесенью; на крыше Объекта находятся незакрепленные и разрушенные элементы кровельного покрытия; кирпичная кладка стены "Главного дома" Объекта частично разрушена; на юго - западном фасаде имеются трещины на стене здания от мауэрлата крыши; нарушены ветро-влагозащитный и тепловой контуры здания "Главного дома", что может привести к негативным последствиям в виде дальнейшего разрушения внутренних элементов и ограждающих конструкций "Главного дома" Объекта вследствие воздействия атмосферных осадков и смещения точки росы; части Объекта в т.ч. "дом конюха", "конюшня", "мостик", "птичник", "стенка подпорная верхнего уровня", "стенка подпорная нижнего уровня", "флигель служебный" ? находятся в руинированном состоянии. "Парк с прудами" в запущенном состоянии, покрыт дикорастущей растительностью, замусорен.
Данные действия ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" квалифицированы по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы факт совершения административного правонарушения и вина ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 13.05.2021, составленным в отношении ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ; заданием на проведение планового мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия; актом проведения контрольного мероприятия с приложением фототаблицы; выписками ЕГРН, ЕГРЮЛ, охранным обязательством.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" правильно квалифицированы по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, т.к. данное учреждение нарушило требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" состава вмененного правонарушения, поскольку Учреждение не является субъектом вмененного правонарушения, являлись предметом проверки суда первой инстанции, при этом суд обоснованно отверг их как несостоятельные.
В соответствии с п.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Согласно п.1 ст.47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Согласно имеющимся в деле доказательствам, выпискам из ЕГРП, объект культурного наследия федерального значения адрес, XIX - нач. XX вв. находится в собственности Российской Федерации, передан ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" на праве оперативного управления, что подтверждается ведениями Росреерстра, следовательно, ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" обязано исполнять охранное обязательство в отношении данного объекта культурного наследия.
В этой связи оснований полагать, что у ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" отсутствовала обязанность по осуществлению расходов на содержание объекта культурного наследия, по поддержанию в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, по указанным в жалобе основаниям, не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия, согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3, включает в себя, в том числе: -установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; -установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; -согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; -выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; -установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; -иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 под сохранением объекта культурного наследия понимается - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии с ч. 2 ст. 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
Жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления судьи.
Административное наказание назначено ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 18.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.