Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе фио на постановление заместителя начальника ИФНС России N 10 по адрес от 28 декабря 2020 г. N 77102103300236100004, решение судьи Пресненского районного суда адрес от 21 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении финансового аналитика АО "АНТАЛ РАША" Гулина Михаила Викторовича, УСТАНОВИЛ
22 декабря 2020 г. в отношении финансового аналитика АО "АНТАЛ РАША" Гулина М.В. специалистом 1 разряда отдела камеральных проверок N 5 ИФНС России N 10 по адрес составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника ИФНС России N 10 по адрес от 28 декабря 2020 г. N 77102103300236100004, оставленным без изменения решением судьи Пресненского районного суда адрес от 21 июля 2021 г, финансовый аналитик АО "АНТАЛ РАША" Гулин М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере сумма.
Не согласившись с решением судьи, постановлением должностного лица, Гулин М.В. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, полагая неправомерным неоднократное привлечение к административной ответственности за единое продолжаемое правонарушение; указывая, что исходя из п.2 ч.2 ст.19 Федерального закона от 10.12.2003г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле") в действующей редакции, не зачислив денежные средства от ТОО "Siemens" ("Сименс") на счета в уполномоченном банке, АО "АНТАЛ РАША" не совершило неразрешенную валютную операцию, поскольку оплата поступила от заказчика (нерезидента) по заключенному договору в качестве компенсации расходов АО "АНТАЛ РАША" в связи с реконструкцией, сооружением или модернизацией резидентами объектов за пределами РФ, в п.2 ч.2 ст. 19 и ч.5 ст. 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" внесены изменения, закон, улучшающий положение лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, имеет обратную силу; при назначении наказания не учтены смягчающие административную ответственность обстоятельства; правонарушение является малозначительным.
В судебном заседании Московского городского суда Гулин М.В. жалобу поддержал.
Представитель ИФНС России N 10 по адрес фио против удовлетворения жалобы возражал по доводам представленных в материалы дела письменных возражений, подтвердил, что заместителем начальника ИФНС России N 10 по адрес 20 октября 2021 г. вынесено постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания по данному делу.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, возражений на жалобу, выслушав объяснения явившихся лиц, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи не нахожу.
Согласно ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью.
Согласно ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в редакции, действующей в настоящее время, осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью.
В силу п.п. "б" п.9 ч.1 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: валютные операции, в том числе, приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно абзацам первому и второму ч.5 ст. 12 указанного Федерального закона в редакции на момент вмененного правонарушения, наряду со случаями, указанными в части 4 настоящей статьи, на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами адрес, могут быть зачислены суммы процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах), денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада), наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад), денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады), суммы налогов, которые возвращены компетентными органами государства пребывания резидента, средства, полученные в случаях, установленных пунктом 1 части 6.1 настоящей статьи, подпунктами "ж" и "з" пункта 9 части 1 статьи 1, пунктами 10 - 12, 16 - 18, 25, 26 и 28 части 1 статьи 9, абзацами шестым - восьмым части 2, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 14, а также пунктами 1 - 3 и 6 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Наряду со случаями, указанными в абзаце первом настоящей части, на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами адрес, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов:
выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами - резидентами за пределами адрес своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам), а также выплачиваемые в виде оплаты и (или) возмещения расходов таких физических лиц - резидентов, связанных с их служебными командировками, осуществляемыми в рамках выполнения физическими лицами - резидентами за пределами адрес своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам);
выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража;
выплачиваемые в виде пенсий, стипендий, алиментов и иных выплат социального характера;
в виде страховых выплат, осуществляемых страховщиками-нерезидентами;
выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных физическими лицами - резидентами денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за возвращаемый физическим лицом - резидентом нерезиденту ранее купленный им у такого нерезидента товар, оплаченную такому нерезиденту услугу.
В настоящее время абзац второй части 5 изложен в новой редакции: наряду со случаями, указанными в абзаце первом настоящей части, на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами адрес, могут быть зачислены денежные средства в валюте Российской Федерации и иностранной валюте по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным такими резидентами с нерезидентами, в отношении которых требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, были отменены.
Законодателем а бзац второй части 5 статьи 12 после слов "в валюте Российской Федерации" дополнен словами "и иностранной валюте" введен п.1 ст. 1 Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 28 июня 2021 г. N 223-ФЗ, начало действия новой редакции - 01 июля 2021 г.
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела, приказом генерального директора АО "АНТАЛ РАША" от 10 января 2018 г, ответственным за соблюдение обществом требований валютного законодательства с 10 января 2019 г. назначен финансовый аналитик АО "АНТАЛ РАША" Гулин М.В.
Указанным должностным лицом - финансовым аналитиком АО "АНТАЛ РАША" Гулиным М.В. совершена незаконная валютная операция.
Так, минуя счета в уполномоченных банках РФ, должностное лицо осуществило зачисление 01.03.2019г. на свой счет NKZ91914002203KZ007GL, открытый в банке SB SBERBANK JSC (адрес), денежных средств в иностранной валюте за оказанные услуги от ТОО "Siemens" ("Сименс") в сумме сумма казахских тенге, 62 226, 00 казахских тенге, 12 070, 00 казахских тенге, и от ТОО "СИМЕНС ЗДРАВООХРАНЕНИЕ" на сумму сумма казахских тенге, а в сумме сумма казахских тенге.
Поступление денежных средств подтверждается отчетом о движении средств в банке за пределами адрес за адрес 2019 года от 19.04.2019 г, подтверждающими банковскими документами.
Таким образом, зачислив 01.03.2019г. на свой счет NKZ91914002203KZ007GL, открытый банке за пределами адрес SB SBERBANK JSC (адрес), денежные средства в иностранной валюте от ТОО "Siemens" ("Сименс") в сумме сумма казахских тенге, 62 226, 00 казахских тенге, 12 070, 00 казахских тенге, и от ТОО "СИМЕНС ЗДРАВООХРАНЕНИЕ" на сумму сумма казахских тенге, а в сумме сумма казахских тенге, минуя счета в уполномоченных банках РФ, должностное лицо осуществило валютные операции, не предусмотренные Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Дата и место совершения правонарушения: 01.03.2019 г.; адрес. стр.1.
Действия финансового аналитика АО "АНТАЛ РАША" Гулина М.В. квалифицированы ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Факт совершения финансовым аналитиком АО "АНТАЛ РАША" Гулиным М.В. административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, формой отчета о движении денежных средств юридического лица - резидента, выпиской по счету, приказом генерального директора АО "АНТАЛ РАША" от 10 января 2018 г, которым ответственным за соблюдение обществом требований валютного законодательства с 10 января 2019 г. назначен финансовый аналитик АО "АНТАЛ РАША" Гулин М.В, другими материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено финансовому аналитику АО "АНТАЛ РАША" Гулину М.В. пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения, является справедливым.
Доводы жалобы о неправомерном неоднократном привлечении фио к административной ответственности за единое продолжаемое правонарушение, являются несостоятельными, поскольку допуская в разные даты зачисление денежных средств на счет АО "АНТАЛ РАША", минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, в каждом случае, Гулин М.В, как лицо, ответственное за соблюдение валютного законодательства, совершал самостоятельные незаконные валютные операции, то есть самостоятельные, оконченные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, несмотря на схожесть правонарушений, совершенных в рамках исполнения одного договора, в каждом конкретном случае совершалась отдельная незаконная валютная операция, которая является объективной стороной самостоятельного состава административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Поскольку, согласно доводам жалобы, заявителем совершено несколько самостоятельных (несмотря на схожесть) правонарушений, он подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.
С учетом характера и обстоятельств совершения правонарушений к финансовому аналитику Гулину М.В. применена мера ответственности в виде наложения штрафа за каждое правонарушение в минимальном размере, предусмотренным ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Ссылка на то, что характер компенсации расходов АО "АНТАЛ РАША" в связи с реконструкцией, сооружением или модернизацией резидентами объектов за пределами РФ следует из условий заключенного договора, иного вывода по делу не влечет, поскольку денежные средства не расходовались, а зачислялись на указанный счет.
Доводы жалобы о том, что в п.2 ч.2 ст. 19 и ч.5 ст. 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" внесены изменения, исходя из ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, улучшающий положение лица, привлекаемого к административной ответственности имеет обратную силу, иного вывода по делу не влекут, поскольку материалами дела не подтверждается то обстоятельство, что применительно к абзацу второму ч.5 ст. 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в редакции, действующей в настоящее время, указанные денежные средства в иностранной валюте, применительно к положениям закона, зачислялись по внешнеторговым сделкам (контрактам).
При вышеизложенном, с учетом вынесения заместителем начальника ИФНС России N 10 по адрес 20 октября 2021 г. постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания по данному делу, оснований для прекращения производства по делу, о чем Гулиным М.В. заявлено ходатайство, не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 15.25 РФ, назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Доводы жалобы о том, что при назначении наказания не учтены смягчающие административную ответственность обстоятельства, проверялись и своего подтверждения не нашли.
Довод заявителя о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, признания вмененного ему административного правонарушения малозначительным не влечет удовлетворение жалобы.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения указанного должностного лица от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица, решения судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление заместителя начальника ИФНС России N 10 по адрес от 28 декабря 2020 г. N 77102103300236100004, решение судьи Пресненского районного суда адрес от 21 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении финансового аналитика АО "АНТАЛ РАША" Гулина М.В, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.