2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Антонова А.Г., судей Дуняшина О.О. и Конфеты В.Л., при секретаре судебного заседания Макеевой А.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-67/2021 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 00000 "звание" Чеха Владислава Андреевича о признании незаконными действий начальника территориального отдела "Улан-Удэнский" филиала "Восточный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" (далее - отдел ФГАУ "Росжилкомплекс") по определению даты включения в список подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями членов семьи Чеха В.А. по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс" Орловой А.Н. на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 30 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Антонова А.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, окружной военный суд
установил:
Чех обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что решением начальника отдела ФГАУ "Росжилкомплекс" от 24 февраля 2021 года внесены изменения в состав его семьи на получение служебного жилого помещения, и в него включены ФИО_1 и ФИО_2 с 24 февраля 2021 года, несмотря на то, что необходимые документы им были представлены 17 августа 2020 года.
Полагая свои права нарушенными, Чех просил признать действия начальника отделения ФГАУ "Росжилкомплекс" по включению его членов семьи в список подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями с 24 февраля 2021 года незаконными и обязать должное лицо изменить дату включения на 17 августа 2020 года.
Решением Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 30 июня 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель ФГАУ "Росжилкомплекс" по доверенности Орлова А.Н, не соглашаясь с принятым по делу решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, приводя в обоснование следующее.
Так, автор жалобы обращает внимание на то, что действующим законодательством определен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых военнослужащими для получения служебных жилых помещений, согласно которому основным документом, подтверждающим совместное проживание военнослужащего и членов семьи, является паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства.
Также, по мнению Орловой А.Н, вывод суд о том, что для военнослужащих и членов их семей, прибывших к новому месту военной службы, возможно сохранение регистрации по предыдущему месту жительства, является неверным, поскольку факт прибытия может быть подтвержден исключительно регистрацией по месту жительства.
Кроме того, представитель указывает на то, что поскольку административный истец предоставил заявление и документальное подтверждение факта совместного проживания его и членов его семьи 24 февраля 2021 года, то его супруга и дочь были правомерно включены в список нуждающихся в служебном жилом помещении именно с этой даты.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец полагал необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев административное дело, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, окружной военный суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 15 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Частью 2 ст. 99 ЖК РФ установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно пп. 2, 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция), для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление, к которому прикладываются следующие документы: копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов); копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи; справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии).
Из содержания копии контракта о прохождении военной службы следует, что 19 марта 2020 года между Чехом В.А. и Министерством обороны РФ в лице командира войсковой части 11111 заключен контракт о прохождении военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ на срок 3 года.
Как усматривается из копии справки от 29 июля 2020 года N 606, Чех В.А. проходит военную службу в войсковой части 00000 ("место дислокации в/ч") с 16 марта 2020 года.
Из содержания копии справки от 29 июля 2020 года N 607установлено, что в личном деле Чеха В.А. записаны супруга - ФИО_1, дочь - ФИО_2
Согласно копии заявления Чеха в ФГКУ "Востокрегионжилье" от 29 июля 2020 года последний просит предоставить ему и членам его семьи: супруге - ФИО_1, дочери - ФИО_2, служебное жилое помещение по месту прохождения военной службы в городе У..
Как видно из представленных в ФГКУ "Востокрегионжилье" от 29 июля 2020 года документов, административным истцом в указанное учреждение с заявлением были представлены в том числе следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего и его супруги, копия свидетельства о заключении брака с ФИО_1; копия свидетельства о рождении ФИО_2, копии свидетельств NN 1230, 1231, 1232 от 4 июня 2020 года о регистрации по месту пребывания Чеха В.А, ФИО_1 и ФИО_2 по адресу: "место дислокации в/ч" на срок с 4 июня 2020 года по 4 июня 2023 года.
Согласно справкам врио начальника отделения (территориального г. Комсомольск-на-Амуре) ФГКУ "Востокрегионжилье" (ВРУЖО-8) N 74 и начальника отделения (территориального, пгт. Южно-Курильск Сахалинская область) ФГКУ "Востокрегионжилье" N 104 от 2 июля 2020 года Чех В.А. за время прохождения военной службы с 15 ноября 2016 года по 11 октября 2018 года и с 18 августа 2018 года по 10 марта 2020 года, соответственно, служебным жилым помещением, жилым помещением в общежитии, помещением маневренного фонда не обеспечивался.
Как усматривается из копии справки от 28 июля 2020 года N 605, Чех В.А. с 16 марта 2020 года по настоящее время служебным жилым помещением от Министерства обороны РФ не обеспечивался.
Из копии документа, содержащего сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи по месту прохождения военной службы от 29 июля 2020 года, представленных в ФГКУ "Востокрегионжилье", следует, что у административного истца и членов его семьи отсутствуют в собственности жилые помещения на территории "... ".
Решением начальника отделения (территориальное г. Улан-Удэ) ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 20 августа 2020 года N ВРУЖО-482 административный истец с 17 августа 2020 года включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в У, войсковая часть 00000.
Согласно решению начальника отделения (территориальное г. Улан-Удэ) ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 20 августа 2020 года N 12-50/63 члены семьи административного истца: супруга - ФИО_1, дочь - ФИО_2 исключены из списка на предоставление служебного жилого помещения в связи с тем, что факт их совместного проживания по месту военной службы административного истца не подтвержден.
С учетом изложенного, принимая во внимание то, что Чех В.А. и члены его семьи прибыли к новому месту службы административного истца, жилым помещением в городе У. не обеспечены, при этом члены семьи административного истца имеют регистрацию по месту пребывания по адресу: "место дислокации в/ч" на срок с 4 июня 2020 года по 4 июня 2023 года, что свидетельствует об их фактическом прибытии в город У, вывод гарнизонного военного о незаконности решения начальника отделения (территориального г. Улан-Удэ) ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ в части даты включении членов семьи Чеха В.А. в список на получение служебного жилого помещения с 24 февраля 2021 года является верным, оснований не согласиться с ним у окружного военного суда не имеется.
Довод жалобы о том, что основным документом, подтверждающим совместное проживание военнослужащего и членов семьи, является паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства, несостоятелен и основан на неправильном толковании закона. Наличие регистрации по месту жительства у членов семьи военнослужащего в других населенных пунктах, отличных от места прохождения военнослужащим военной службы и близлежащих к нему населенных пунктов, при перемене военнослужащим места военной службы, а также отсутствие у них постоянной регистрации в городе У. правового значения для рассмотрения данного административного дела не имеет, в связи с чем утверждение автора жалобы о том, что факт прибытия военнослужащего и членов его семьи к новому месту службы может быть подтвержден исключительно регистрацией по месту жительства, окружной военный суд находит несостоятельным. Поскольку все необходимые документы для принятия законного решения должностному лицу были представлены административным истцом при обращении к нему с заявлением 29 июля 2020 года, то и члены семьи административного истца должны были быть включены в список на получение служебного жилого помещения одновременно с ним 17 августа 2020 года.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену или изменение решения суда, в том числе и его безусловную отмену, из материалов дела не усматривается.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов суд первой инстанции, руководствуясь требованиями ст. 111 КАС РФ, обоснованно взыскал с ФГАУ "Росжилкомплекс" в пользу Чеха В.А. в счет возмещения судебных расходов 300 рублей за уплату государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 30 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Чеха Владислава Андреевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Председательствующий А.Г. Антонов
Судьи: О.О. Дуняшин
В.Л. Конфета
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 ноября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.