2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Антонова А.Г., судей Гордеевой Е.О. и Дуняшина О.О. при секретаре судебного заседания Аюшеевой Д.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело " ... " по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 00000 "звание" Якушенко Елены Игоревны о признании незаконным решения начальника территориального отдела "Иркутский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в обеспечении её жилым помещением во внеочередном порядке, по апелляционной жалобе представителя административного истца по доверенности - Цизмана А.В. на решение Иркутского гарнизонного военного суда от 25 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Дуняшина О.О, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, выслушав выступления административного истца Якушенко Е.И. и представителя административного истца Цизмана А.В. в поддержание доводов жалобы, окружной военный суд
установил:
Якушенко проходит военную службу по контракту в войсковой части 00000, с 1 ноября 2000 года заключила первый контракт о прохождении военной службы. Состоящая с составом семьи 4 человека на учете нуждающихся в жилом помещении по избранному после увольнения месту жительства в городе Иркутске Якушенко обратилась к начальнику территориального отдела "Иркутский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее "... " территориальный отдел "Иркутский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс") с заявлением о признании за ней права на обеспечение жильем во внеочередном порядке, однако, ей было предложено представить документы, свидетельствующие о возможности отнесения её сына Я. к членам семьи военнослужащего, которые перечислены в п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Полагая свои права на обеспечение жильем во внеочередном порядке нарушенными, Якушенко через своего представителя Цизмана обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными указанное решение начальника территориального отдела "Иркутский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 16 апреля 2021 года N05/43 и действия начальника территориального отдела "Иркутский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" по истребованию от административного истца документов, свидетельствующих о возможности отнесения её сына Я. к членам семьи военнослужащего, перечисленные в п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Обязать названное должностное лицо своё решение отменить и признать за ней право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, административных ответчиков выплатить Якушенко денежные средства на приобретение или строительство жилого помещения во внеочередном порядке на состав семьи 4 человека. Обратить принятое решение к немедленному исполнению, возместить административному истцу понесенные судебные расходы.
Решением Иркутского гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Цизман, выражая несогласие с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, просит его отменить, в обоснование приводя следующие доводы.
Автор жалобы, указывает, что Якушенко имеет троих детей, которые проживают совместно с ней и данное обстоятельство, по мнению представителя административного истца, исходя из положений п. 17 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", является достаточным основанием для вывода о наличии у нее права на получение жилого помещения во внеочередном порядке. При этом возраст её детей не имеет значения, поскольку такого требования действующее законодательство не содержит.
Также проводя собственный анализ действующего законодательства считает, что датой принятия административного истца на учёт нуждающихся должна считаться дата признания Якушенко нуждающейся в служебных жилых помещениях, а не дата признания административного истца и членов её семьи нуждающимися в жилом помещении, предназначенном для постоянного проживания.
Помимо этого, автор жалобы указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что право на внеочередное обеспечение жильем военнослужащих, имеющих трех и более детей, не носит абсолютно безусловного характера и находится в прямой зависимости не только от числа детей, но и от совокупности законодательно определенных условий, связанных с местом жительства этих детей, их возрастом, состоянием здоровья, положением в обществе и другими имеющими значение обстоятельствами грубо нарушает положения Конституции РФ, в частности, части 1, 2 статьи 19, в соответствии с которой, все равны перед законом и судом.
Административные ответчики - Министерство обороны Российской Федерации, начальник ФГАУ "Росжилкомплекс", начальник территориального отдела (Иркутский) филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс", заинтересованные лица - руководитель Управления Федерального казначейства по Иркутской области, командир войсковой части 00000, либо их представители, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не прибыли, ходатайств об отложении не заявляли.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ 2-й Восточный окружной военный суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как установлено в суде первой инстанции, прапорщик Якушенко с 1 ноября 2000 года проходит военную службу по контракту в войсковой части 00000 города Иркутска, её выслуга лет в календарном исчислении на 15 июля 2021 года составляет 20 лет 8 месяцев 14 дней. Решением начальника территориального отдела "Иркутский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 16 апреля 2021 года N 05/43 Якушенко с составом семьи 4 человека, включая её детей Я. "дата рождения", С. "дата рождения" и И. "дата рождения", с 5 марта 2021 года приняты на учет в качестве нуждающихся в постоянном жилом помещении, в качестве очередников, в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, в городе Иркутске. Договор найма служебного жилого помещения заключен до 10 декабря 2021 года - до достижения Якушенко предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно пп. 1 и 17 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 78-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их и членов их семей жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений (жилищная субсидия) либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. При этом военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, признанным нуждающимися в жилых помещениях, имеющим трех и более детей, жилищная субсидия предоставляется вне очереди.
В соответствии с п. 5 ст. 2 названного Федерального закона, предусмотренные этим законом, другими федеральными законами социальные гарантии и компенсации распространяются как на военнослужащего, так и на членов его семьи, к которым в частности относятся супруга (супруг) военнослужащего, его несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о праве военнослужащего и членов его семьи на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться не только нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", но иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности Жилищным кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.
Принимая обжалуемое решение, гарнизонный военный суд правомерно учел, что возраст старшего сына Я. "дата рождения" проходящего военную службу по контракту в г Иркутске, на день вынесения решения начальником территориального отдела "Иркутский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" (16 апреля 2021 года) составил более 22 лет, а поэтому он не является ребенком применительно к положениям ч. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ, достиг совершеннолетия и к категории лиц, перечисленных в п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не относился.
Учитывая, что истец доказательств того, что в настоящее время она имеет приоритет перед другими военнослужащими, какие-либо льготы или преимущества на получение такого жилья вне очереди не представила, то право истца на предоставление жилищной субсидии подлежит реализации уполномоченным органом в порядке имеющейся очередности исходя из времени принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку иное может повлечь нарушение прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, которые были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях ранее истца.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что содержание п. 17 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" должно рассматриваться в отрыве от других норм названного закона, является несостоятельным.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 20 декабря 2018 года N 3236-О, действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрел жилищные гарантии для военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей, а также ввел дополнительную льготу в виде внеочередного предоставления жилищных гарантий для военнослужащих, имеющих трех и более детей (пункт 17). При этом указанный Федеральный закон, определяя понятие детей военнослужащих, на которых распространяются предусмотренные его нормами социальные гарантии (абзацы 7 - 9 п. 5 ст. 2), предоставляет повышенный объем социальных гарантий военнослужащим - родителям или же непосредственно их детям. Подобное правовое регулирование свидетельствует об особой государственной поддержке детей, родители которых несут (несли) военную службу, осуществляемую в публичных интересах, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 1 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года, ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в целях реализации прав в области обеспечения социальных гарантий детей, ребенком следует считать исключительно лиц, не достигших возраста восемнадцати лет.
С учётом изложенного и принимая во внимание, что старший сын Я. в силу его возраста и прохождения военной службы по контракту не относится к категориям детей военнослужащих, предусмотренных абзацами 7 - 9 п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности решения начальника территориального отдела "Иркутский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 16 апреля 2021 года об отказе в признании за Якушенко права на получение жилого помещения во внеочередном порядке.
Довод же жалобы о том, что датой принятия административного истца на учёт нуждающихся должна считаться дата признания Якушенко нуждающейся в служебных жилых помещениях, а не дата признания административного истца и членов её семьи нуждающимися в жилом помещении, предназначенном для постоянного проживания несостоятелен, поскольку основан на ошибочном толковании действующего законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо оснований для отмены решения суда, основаны также на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования, и оценке суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установилспорные правоотношения, правильно определили применил нормы материального права, правильно установилзначимые для разрешения спора обстоятельства. Нарушений норм процессуального права, в том числе по основаниям ст. 310 КАС РФ, влекущих отмену решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Иркутского гарнизонного военного суда от 25 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Якушенко Елены Игоревны оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Копия верна:
Судья О.О. Дуняшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.