Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л, судей Савушкиной О.С, Холиковой Е.А, при помощнике судьи Бурносовой Ю.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции ФНС России по г. Смоленску к ФИО о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу по апелляционной жалобе ФИО, поданной в ее интересах представителем ФИО1, на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 29 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Савушкиной О.С, объяснения представителя административного ответчика ФИО1 в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца ФИО2 относительно доводов апелляционной жалобы, объяснения представителя заинтересованного лица Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области ФИО3, судебная коллегия
установила:
Инспекция ФНС России по г. Смоленску (далее - Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО о взыскании недоимки за 2018 г. по транспортному налогу в сумме "данные изъяты", пени в сумме "данные изъяты", указав, что административный ответчик, являясь собственником транспортных средств, не выполнил установленную законом обязанность по уплате соответствующих налоговых платежей и требования налогового органа об их уплате в добровольном порядке.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца - Инспекции ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик ФИО в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, обеспечила явку представителя ФИО1, которая возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что у административного ответчика отсутствует обязанность по уплате упомянутого налога по причине того, что местонахождение принадлежащих последней транспортных средств, на которые в рамках возбужденного в отношении ФИО исполнительного производства наложен арест, не известно, в 2017 г. эти транспортные средства похищены, в связи с чем не являются объектами налогообложения.
Заинтересованные лица - представители МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 29 сентября 2021 г. административное исковое заявление Инспекции удовлетворено. С ФИО в пользу Инспекции взыскана недоимка по транспортному налогу в сумме "данные изъяты" и пени за несвоевременную уплату в размере "данные изъяты". Разрешен вопрос по госпошлине.
В апелляционной жалобе представитель ФИО - ФИО1 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение, которым отказать Инспекции в удовлетворении заявленных требований, поскольку с октября 2017 г. местонахождение принадлежащих административному ответчику транспортных средств, на которые в рамках возбужденного в отношении ФИО исполнительного производства наложен арест, не известно. По мнению заявителя судом не приняты во внимание положения ст. 235 ГК РФ, согласно которым право собственности прекращается, в том числе, при уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом, а также п. 3.1 ст. 362 НК РФ, согласно которым исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожения, представленного налогоплательщиком в налоговый орган.
Инспекцией поданы возражения на апелляционную жалобу.
Административный ответчик ФИО, представитель заинтересованного лица - МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще по правилам ст. 96 КАС РФ. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (п. 2 и 3 ст. 44 НК РФ).
В ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 356)
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили.
Статьей 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Нормами п. 3 ст. 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2018 г. ФИО являлась собственником транспортных средств - "данные изъяты" (л.д. N).
Налоговым органом в адрес административного ответчика (...) были направлены налоговые уведомления от 17 декабря 2019 г. N об уплате транспортного налога на сумму "данные изъяты" (перерасчет транспортного налога по налоговому уведомлению N) в срок до 13 февраля 2020 г, и от 18 декабря 2020 г. N об уплате транспортного налога на сумму "данные изъяты" в срок до 26 февраля 2020 г. (л.д. N).
В связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога, в адрес административного ответчика было направлено требование N по состоянию на 18 марта 2020 г. об уплате недоимки в сумме "данные изъяты" и пени в сумме "данные изъяты" со сроком оплаты до 28 апреля 2020 г. (л.д. N).
17 февраля 2021 г. мировым судьей судебного участка N в... вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО задолженности по транспортному налогу за 2019 г. в сумме "данные изъяты", пени по транспортному налогу за 2019-2020 г.г. в сумме "данные изъяты" (л.д. N), который отменен определением мирового судьи судебного участка N в... от 9 марта 2021 г. в связи с поступлением возражений от представителя ФИО - ФИО1 (л.д. N).
Настоящий административный иск направлен налоговым органом в Ленинский районный суд г. Смоленска 28 июня 2021 г. (л.д. N), то есть в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Разрешая требования по существу и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из соблюдения налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с административным иском, а также правильности исчисления суммы транспортного налога за указанный налоговый период.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и основан на правильном применении приведенных выше норм материального права.
Доводы жалобы о том, что спорные транспортные средства не являются объектами налогообложения за 2018 год, противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогооблажения транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Таким образом, в период нахождения транспортного средства в розыске в связи с угоном (кражей) его владелец освобождается от уплаты транспортного налога в отношении данного транспортного средства. Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства предоставляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.
В отношении утраченных, похищенных, а также вывезенных за пределы Российской Федерации транспортных средств регистрация прекращается на основании заявлений собственников (владельцев) транспортных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Из приведенных норм следует, что регистрация транспортных средств носит учетный характер, осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, и сама по себе не является основанием для прекращения или возникновения права собственности, однако налогоплательщиками транспортного налога в силу ст. 357 НК РФ признаются лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 2015-О федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.
Как следует из материалов дела, в соответствии с ответом Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области, согласно имеющейся в автоматизированной базе данных "Гостехнадзор-Эксперт" информации на территории Смоленской области за ФИО в период с 1 января 2018 г. по 17 августа 2021 г. зарегистрированы, в том числе, "данные изъяты" (л.д. N).
В соответствии со сведениями из информационной базы данных федеральной информационной системы ГИБДД МВД России, по состоянию на 15 июля 2021 г. самоходные машины, имеющие государственные регистрационные знаки: N, не стоят на учетах транспортных средств, находящихся в угоне и (или) розыске (л.д. N).
Учитывая фактические обстоятельства дела, а также то, что соответствующий документ, подтверждающий факт угона (кражи) транспортных средств N, гос.рег.знак N, N, гос.рег.знак N, налогоплательщик в налоговый орган не представил, транспортные средства в спорный период зарегистрированы за административным ответчиком, следовательно, транспортный налог за спорный период начислен правомерно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, в том числе безусловную, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО, поданной в ее интересах представителем ФИО1, - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.