Дата вступления в законную силу - 11 января 2022 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 11 января 2022 года в открытом судебном заседании в помещении суда, с участием переводчика с/на таджикский язык Казакова Х.Т., при секретаре Межакове И.С., административное дело по жалобе на постановление судьи Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2021 года в отношении
Исмаилова Д. З, родившегося "дата" в "адрес", гражданина "... ", проживающего по адресу: "адрес"
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2021 года Исмаилов Д.З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда с территории Российской Федерации.
Защитник Исмаилова Д.З. - адвокат Лутошкин С.Г. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой на постановление районного суда от 25 ноября 2021 года.
В обоснование жалобы указал, что исследование и оценка доказательств, на основании которых суд установилобстоятельства правонарушения и пришел к выводу о наличии в действиях Исмаилова Д.З. признаков административного правонарушения в постановлении суда отсутствует. При назначении административного наказания судом не учтены положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку административное выдворение с территории Российской Федерации, влекущее пятилетнее ограничение права на въезд в Российскую Федерацию, является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни Исмаилова Д.З. и несоразмерно целям административного наказания.
Исмаилов Д.З. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не поступило, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы. При таких обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Исмаилова Д.З.
В Санкт-Петербургском городском суде защитник Лутошкин С.Г. поддержал доводы жалобы в полном объеме, пояснил, что на территории Российской Федерации проживает дочь Исмаилова Д.З. - Исмаилова М.Д, которая является гражданкой Российской Федерации. В случае выдворения с территории Российской Федерации Исмаилов Д.З. будет лишен возможности общаться и проживать вместе со своей дочерью.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, считаю постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу части 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частью 1.1 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, - влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом случаев.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела и постановлением суда установлено, что 24 ноября 2021 года в 14 часов 40 минут сотрудниками ОМВД России Пушкинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", в ходе проверки выявлен гражданин Республики Таджикистан Исмаилов Д.З. с нарушением иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации. При проверке документов установлено, что Исмаилов Д.З. въехал на территорию РФ 18 декабря 2020 года с целью въезда "сопровождающий член семьи", что подтверждается сведениями баз данных ФМС России АС ЦБДУИГ. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 16.03.2020 года N 635-р "О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений" граждане Республики Таджикистан с 31 марта 2021 года могут въезжать/выезжать в Российскую Федерацию через воздушные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации. По окончании срока пребывания на территории Российской Федерации (а именно до 29 июня 2021 года) не покинул территорию Российской Федерации и с 00 часов 01 минуты 30 июня 2021 года уклоняется от выезда с территории Российской Федерации в нарушение пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Таким образом, Исмаилов Д.З. совершил административное правонарушение в городе федерального значения Санкт-Петербурге, предусмотренное частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и вина Исмаилова Д.З. в инкриминируемом административном правонарушении, помимо протокола АП N... от 24 ноября 2021 года об административном правонарушении, подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнения, а именно: рапортом сотрудника полиции от "дата"; протоколом АЗ N... от 24.11.2021 года об административном задержании; объяснениями Исмаилова Д.З. от "дата"; сведениями базы "Территория" в отношении Исмаилова Д.З.; сведениями базы "Мигрант-1" в отношении Исмаилова Д.З.; паспортом гражданина Республики Таджикистан Исмаилова Д.З.; миграционной картой Исмаилова Д.З.
Все имеющиеся доказательства по делу последовательны, не противоречивы, достаточны и допустимы, оценены судьей районного суда в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, с очевидностью подтверждают виновность Исмаилова Д.З. в совершении инкриминируемого административного правонарушения.
Действия Исмаилова Д.З. по части 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ судьей квалифицированы правильно, обстоятельства правонарушения установлены верно, приведенные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Исмаилова Д.З. события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ, поскольку Исмаилов Д.З. пребывал в городе федерального значения Санкт-Петербурге в нарушение требований статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115 "О правовом положении иностранных граждан".
Как следует из справки СПО СК: АС ЦБДУИГ "Мигрант", а также копии паспорта, Исмаилов Д.З. въехал на территорию Российской Федерации 18 декабря 2020 года через КПП "Пулково" /л.д. 9, 14/.
По окончании срока пребывания на территории Российской Федерации, а именно до 29 июня 2021 года (в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 16.03.2020 года N 635-р "О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений") Исмаилов Д.З. не покинул территорию Российской Федерации, и уклонялся от выезда до выявления сотрудниками полиции, то есть до 24 ноября 2021 года.
Доводы стороны защиты о том, что на территории Российской Федерации проживает дочь Исмаилова Д.З.- Исмаилова М.Д, 18.09.2003 года рождения, являющаяся гражданской РФ, в связи с чем применение к Исмаилову Д.З. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации нарушает его право на уважение личной и семейной жизни, противоречит принципам гуманизма, не может служить основанием к изменению или отмене состоявшегося по делу судебного постановления.
Конституция Российской Федерации гарантирует право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации только тем, кто законно на ней находится (статья 27 часть 1). Это соотносится с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе со статьями 3 и 8, а также с пунктом 1 статьи 2 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 года), закрепляющим, что ее нормы не должны толковаться как ограничивающие право государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами и как узаконивающие незаконное проникновение иностранца в государство или его присутствие в государстве (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2013 года N 902-О).
Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 года N 628-О).
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (гор. Рим, 4 ноября 1950 года), признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории. Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе, Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность(ч. 1, 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Как усматривается из материалов дела, при назначении 25 ноября 2021 года Исмаилову Д.З. административного наказания судьей районного суда требования ст. 4.1 КоАП РФ были соблюдены.
Исмаилов Д.З. не отрицает, что по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации территорию указанного государства не покинул, длительно находился в России нелегально без оформления документов дающих право находиться на территории РФ.
Наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать иммиграционное законодательство Российской Федерации и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
То обстоятельство, что на территории Российской Федерации проживает дочь Исмаилова Д.З. - гражданка данного государства, не влечет безусловное изменение судебного постановления в части исключения административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Назначение Исмаилову Д.З. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих соразмерность этой меры ответственности предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Исмаиловым Д.З. административного правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации малозначительным, судом не усматривается.
Срок давности и порядок привлечения "... " к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Исмаилова Д. З, оставить без изменения, жалобу защитника Лутошкина С.Г. - без удовлетворения.
Судья Ю.Н. Русанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.