Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Утенко Р.В.
Судей
Бакуменко Т.Н, Вересовой Н.А.
при секретаре
Морозовой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 января 2022 года апелляционную жалобу администрации "адрес" Санкт-Петербурга на решение Приморского районного суда "адрес" от "дата" по гражданскому делу N... по исковому заявлению Незнаевой А. Р. к администрации "адрес" Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В, пояснения истца, представителя ответчика Вахминцевой Л.Н, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, УСТАНОВИЛА:
Незнаева А.Р. обратилась в суд с иском к администрации "адрес" Санкт-Петербурга о признании отказа от "дата" о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями незаконным, признании за истцом право на включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории "адрес" Санкт-Петербурга, с даты первоначального обращения в администрацию, обязании включить истца в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории моего места проживания согласно очередности с даты первоначального обращения в администрацию.
Истец указала, что "дата" администрацией "адрес" Санкт-Петербурга ей отказано во включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в "адрес" Санкт-Петербурга. Основанием для отказа во включении истца в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в уведомлении N... от "дата" администрации указано, что истец не имеет постоянной регистрации в "адрес" Санкт-Петербурга; представленное свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", не является документом, подтверждающим место жительства на территории Санкт- Петербурга.
Решением Приморского районного суда "адрес" от "дата" исковые требования Незнаевой А. Р. к администрации "адрес" Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия удовлетворены.
Судом постановлено: признать отказ администрации "адрес" Санкт-Петербурга N... от "дата" о включении Незнаевой А. Р. "дата" года рождения, ур. "адрес", в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями незаконным.
Признать за Незнаевой А. Р. право на включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории "адрес" Санкт-Петербурга, с даты первоначального обращения в администрацию.
Обязать включить Незнаеву А. Р. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории моего места проживания согласно очередности с даты первоначального обращения в администрацию.
В апелляционной жалобе администрация "адрес" Санкт-Петербурга просит указанное решение отменить, как постановленное без учета фактических обстоятельств дела.
В возражениях на апелляционную жалобу истец выразила согласие с решением суда.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения сторон, не находит оснований к отмене решения суда.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме этих лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как установлено судом первой инстанции, Незнаева А.Р, "дата" года рождения обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Решением Свободненского городского суда "адрес" от "дата" по делу N... Незнаева К.Н. и Незнаева Р.К. лишены родительских прав в отношении Незнаевой А.Р.
Постановлением МА ВМО МО Прометей N... от "дата" Незнаева А.Р. поставлена на учет в отделе опеки и попечительства.
Уведомлением администрации "адрес" Санкт-Петербурга N... от "дата" Незнаевой А.Р. "дата" года рождения, отказано во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
В период с "дата" по "дата" Незнаева А.Р. была зарегистрирована по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
С "дата" Незнаева А.Р. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
С сентября 2018 года по июнь 2020 года обучалась в ГБОУ средней общеобразовательной школе N "адрес" Санкт-Петербурга.
В настоящее время являюсь студентом 1-го курса ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет" основной образовательной программы бакалавриата по очной форме обучения, что подтверждается справкой от "дата" N...
Согласно письму Администрации "адрес" N... от "дата" Незнаева А.Р. не была включена в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории "адрес".
Судом установлено, что Незнаева А.Р. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, районный суд, руководствуясь вышеизложенными нормами права, пришел к обоснованному выводу о том, что на Незнаеву А.Р. распространяется дополнительная социальная гарантия на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем, заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами районного суда.
В своей апелляционной жалобе администрация "адрес" Санкт-Петербурга выражает несогласия с постановленным решением суда, и обращает внимание суда на то, что заявителем при обращении не был представлен полный пакет документов, в частности справки ф. 9 о регистрации на территории "адрес" Санкт-Петербурга и о характеристике занимаемого помещения (форма 7).
Судебная коллегия полагает, что указанные доводы апеллянта, основанием для отмены судебного постановления, и как следствие, отказа в удовлетворении заявленных требований, не является.
К законодательству субъекта РФ относится, в данном случае Закон Санкт-Петербурга от 22.11, 2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", который регулирует порядок формирования списка этой категории лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Сами по себе понятия "место пребывания" и "место жительства" подробно сформулированы в статье 2 Федерального Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", согласно которому "местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая медицинская организация или другое подобное учреждение, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в котором он проживает временно, а местом жительства принято считать жилой дом, квартиру, комнату, помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в котором зарегистрирован по месту жительства".
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Как следует из материалов дела, и установлено решением Свободненского городского суда "адрес" от "дата" о лишении родительских прав, Незнаева А.Р. в несовершеннолетнем возрасте проживала в "адрес".
Постановлением МА ВМО МО Прометей в "адрес" N... от "дата" Незнаева А.Р. поставлена на учет в отделе опеки и попечительства.
С "дата" Незнаева А.Р. зарегистрирована по адресу временного пребывания: Санкт-Петербург, "адрес".
В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "дата", разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Смена постоянного места жительства, а именно переезд из "адрес" на постоянное место жительства в Санкт-Петербург, и отсутствие постоянной регистрации на территории субъекта, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
При этом в п.2.6.1.1. Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, утвержденного Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2020 N 510-р, прямо указано, что для принятия решения о включении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в список могут быть предоставлены
документы, содержащие сведения о регистрации лица, подлежащего включению в список, по месту жительства и(или) месту пребывания, характеристика занимаемого им жилого помещения:
справка о регистрации по месту пребывания (форма 3) (в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА);
справка о регистрации по месту жительства (форма 9), характеристика занимаемого жилого помещения (форма 7) (в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА);
договор социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии);
Истцом предоставлена справка о регистрации по месту пребывания (справка формы 3), а не форма 9 ввиду отсутствия постоянной регистрации в Санкт-Петербурге. Довод апелляционной жалобы о том, что единственным документом, подтверждающим право на включение в список применительно к установлению места жительства являются справка формы 9 и формы 7 основаны на неверном толковании нормативного акта, в котором прямо предусмотрена возможность предоставления также в подтверждение льготы справку формы 3 как подтверждающую временное проживание заявителя на территории района Санкт-Петербурга.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании надлежащей оценки представленных доказательств, оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено "дата"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.