Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Козловой Н.И, Аносовой Е.А.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 декабря 2021 года гражданское дело N 2-2668/2021 по апелляционной жалобе Тышко М. С. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 3 августа 2021 года по иску Тышко М. С. к Государственному учреждению - Санкт-Петербургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании ответа незаконным, обязании выплатить страховое возмещение.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения истца Тышко М.С, ее представителя - Тевосова Г.Э, объяснения представителей ответчика - Трофимовой Е.А, Головачевой Ю.С, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Тышко М.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Санкт-Петербургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фнод социального страхования, ФСС), указав, что является матерью Т, умершей "дата" по причине заболевания COVID-19 при исполнении трудовых обязанностей, что следует из акта от 02.10.2020 г. Тышко М.С. обратилась в Фонд социального страхования с просьбой выплатить компенсацию (страховую выплату) в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников", однако получила ответ от 18.01.2021 г. об отказе в страховой выплате, в связи с тем, что случай инфицирования Т. не может быть отнесен к страховому, поскольку инфицирование произошло при длительном многократном контакте с коллегами. Данный отказ считает незаконным и нарушающим ее права на получение страховой выплаты.
Уточнив требования в порядке, предусмотренном ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), истец просила признать незаконным отказ ФСС от 18.01.2021 г. N... ; обязать ответчика произвести Тышко М.С. страховое возмещение в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2020 г. N 313.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 03.08.2021 г. в удовлетворении требований Тышко М.С. судом отказано.
В апелляционной жалобе истец Тышко М.С. выражает несогласие с выводами суда об отсутствии правовых оснований для производства Фондом социального страхования страховой выплаты в связи со смертью ее дочери Т. Указывает, что не имеет правового значения от кого именно произошло заражение Т. новой коронавирусной инфекцией - от пациента или от коллеги. Полагает, что содержащаяся в Акте о признании работника пострадавшим содержится достаточная информация для признания случая смерти Т. страховым. Истец полагает доказанным как факт работы Т. с пациентами, так и факт заражения ее дочери при исполнении трудовых обязанностей. В связи с чем, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Тышко М.С, ее представитель - Тевосов Г.Э, действующий на основании доверенности, на доводах апелляционной жалобы настаивали, представители ответчика - Трофимова Ю.С, Головачева Е.А, действующие на основании доверенностей, решение суда полагали законным и обоснованным.
Третье лицо Тышко С.В. на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом по правилам ст.113 ГПК РФ, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Т, работала в СПб ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" в должности регистратора амбулаторно-консультативного отделения, что подтверждается копией трудовой книжки, справкой от "дата" (л.д. 15-17, 42).
Тышко М.С. и Тышко С.В. являются родителями Т, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д. 8).
Т. умерла "дата", в справке о смерти в качестве одной из причин смерти указано COVID-19 (л.д. 9).
Согласно акту от 02.10.2020 г, составленному Комиссией врачей СПб ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн", заболевание Т. возникло во время исполнения ею служебных обязанностей. Т. контактировала с сотрудниками, у которых впоследствии была верифицирована новая коронавирусная инфекция (COVID-19). Таким образом, Т. имела длительный многократный контакт с инфицированными сотрудниками и фактически исполняла функции медицинского работника.
Т. была признана пострадавшей в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (л.д. 10-13).
Истец обратилась к ответчику с заявлением о получении страховой выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2020 г. N 313.
Письмом от 18.01.2021 г. ответчик сообщил об отсутствии правовых оснований для осуществления страховых выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 06.05.2020 г. N 313, в связи с тем, что инфицирование новой коронавирусной инфекцией Т. произошло при длительном многократном контакте с коллегами, в связи с чем, случай инфицирования не может быть отнесен к страховому в соответствии с Указом (л.д. 14).
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований к Фонду социального страхования, суд первой инстанции исходил из того, что случай инфицирования Т. новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не может быть отнесен к страховому случаю в соответствии с Указом Президента от 06.05.2020 г. N 313, поскольку пострадавшая была инфицирована вследствие длительного контакта с медицинскими сотрудниками СПб ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" - коллегами по работе, у которых впоследствии была верифицирована новая коронавирусная инфекция, а не вследствие контакта с пациентами. В связи с чем, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права на получение единовременной страховой выплаты.
Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы истца заслуживающими внимания, а решение суда подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Отношения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору.
Согласно ст.3 Федерального закона N 125-ФЗ, застрахованными признаются физические лица, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона N 125-ФЗ обеспечение по страхованию осуществляется, в том числе, в виде единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти.
Указом Президента РФ от 06.05.2020 г. N 313 отдельным категориям медицинских работников предоставлены дополнительные гарантии.
Так, п.1 Указа N 313 предусмотрено, что в целях обеспечения государственных гарантий по обязательному государственному страхованию работников медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию (далее - медицинские работники), дополнительные страховые гарантии в виде единовременной страховой выплаты.
Согласно подп. "а" п.2 Указа N 313 страховым случаеми, при наступлении которого производится единовременная страховая выплата, является, в том числе смерть медицинского работника в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей.
Согласно подп. "б" п.3 Указа N 313 в случае, предусмотренном подп. "а" п.2 настоящего Указа, получателями единовременной страховой выплаты (выгодоприобретателями) являются родители (усыновители) медицинского работника.
Согласно подп. "а" п.4 Указа N 313 единовременная страховая выплата производится в случае смерти медицинского работника в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей - в размере 2 752 452 руб. всем получателям (выгодоприобретателям) в равных долях.
Постановлением правительства РФ от 15.12.2000 г. N 967 утверждено "Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний" (далее - Положение N 967).
Согласно указанному Постановлению N 967, в случае смерти медицинского работника в результате инфицирования COVID-19 при исполнении им трудовых обязанностей расследование поводится в соответствии с настоящим Положением, по результатам которого составляется акт о случае профессионального заболевания.
Согласно п.30 Положения N 967, акт о случае профессионального заболевания является документом, устанавливающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника на данном производстве.
Согласно п.32 Положения N 967 в акте о случае профессионального заболевания подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания, а также указываются лица, допустившие нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов.
Исходя из системного анализа вышеприведенных правовых норм, дополнительные гарантии, предоставленные отдельным категориям медицинских работников на основании Указа Президента РФ от 06.05.2020 г. N 313, в виде единовременной выплаты страхового возмещения в связи со смертью медицинского работника, производятся при условии осуществления медицинским работником трудовой деятельности непосредственно в контакте с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо, с пациентами с подозрением на эту инфекцию. А также при условии инфицирования медицинского работника новой коронавирусной инфекцией при осуществлении трудовой деятельности.
Факт работы Т. непосредственно с пациентами подтверждается представленной в материалы дела Должностной инструкцией регистратора амбулаторно-консультативного отделения (л.д. 39-41).
Так, п.п. 2.1, 2.4, 2.5, 2.7, 2.8, 2.11 Должностной инструкции предусмотрено, что регистратор обязан: осуществлять оформление медицинских карт пациентов; вести учет и регистрацию пациентов, направленных на отборочную комиссию, на госпитализацию, вести журнал учета поступающих пациентов; при необходимости сопровождать пациентов в смотровой кабинет врача и диагностические кабинеты; оформляет пропуска для пациентов.
Факт инфицирования Т. новой коронавирусной инфекцией при осуществлении ею своих должностных обязанностей подтверждается актом от 02.10.2020 г, согласно которому Т. признана потерпевшей в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что не имеет правового значения от кого именно произошло заражение застрахованного лица: от пациента или сотрудника медицинского учреждения, поскольку обстоятельствами, имеющими значение для разрешения настоящего спора и подлежащими доказыванию, являются факт работы медицинского работника непосредственно с пациентами и факт инфицирования COVID-19 при исполнении должностных обязанностей.
Материалами дела подтверждаются оба указанных обстоятельства. Из акта от 02.10.2020 г. следует, что у сотрудников СПб ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" Д, С, с которыми контактировала Т. была верифицирована новая коронавирусная инфекция, при этом указанные сотрудника были госпитализированы в СПб ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн", то есть, впоследствии стали пациентами лечебного учреждения, в котором Т. осуществляла трудовую деятельность.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеприведенных положений закона, представленных в материалы дела доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности требования Тышко М.С. и наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку истец, как мать Т., являющейся медицинским работником, умершей вследствие инфицирования новой коронавирусной инфекцией при осуществлении должностных обязанностей, в том числе при работе с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеет право на получение спорной выплаты.
В связи с вышеизложенным, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных Тышко М.С. требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 3 августа 2021 года отменить. Принять по делу новое решение.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 18 января 2021 года в назначении Тышко М. С. страховой выплаты по случаю смерти медицинского работника Т..
Обязать Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации назначить и произвести выплату Тышко М. С. единовременную страховую выплату в связи со смертью медицинского работника Т. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 мая 2020 года N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.