Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Аносовой Е.А, Козловой Н.И.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 декабря 2021 года апелляционную жалобу ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 мая 2021 года по гражданскому делу N 2-1129/2021 по иску Володина И. Б. к Главному управлению МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании решения об отказе в принятии на учет пенсионера МВД Володина И. Б. комиссией ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам, протокола заседания N35 Комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27.05.2020 незаконным, в части отказа в постановке, обязании ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с первоначальной даты постановки с 12 сентября 2002 года.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В., выслушав объяснения представителя ответчика ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Аббасовой М.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Володина И.Б, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Володин И.Б. обратился в суд с иском к Главному управлению МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании решения об отказе в принятии на учет пенсионера МВД Володина И. Б. комиссией ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам, протокола заседания N35 Комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27 мая 2020 года незаконным, в части отказа в постановке, обязании ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с первоначальной даты постановки с 12 сентября 2002 года, обязании ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области принять на учет на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование требований истец указал, что состоял на службе в органах внутренних дел с 13 января 1997 года. 03 октября 2008 года приказом N 62 л/с уволен из органов внутренних дел по п. "е" ч. 6 ст.19 Закона РФ "O милиции" (по сокращению штатов). Выслуга лет составляет 18 лет 09 месяцев 4 дня.
С 12 сентября 2002 года состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных вопросов в ЖБК МВД по Республике Карелия.
Приказом министра МВД по Республики Карелия от 29 мая 2004 года был переведен в ГУ МВД России по Северо-Западному Федеральному округу в г. Санкт-Петербург.
С момента откомандирования в распоряжение ГУ МВД России по СЗФО 29 мая 2004 года, обращался в жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по СЗФО с рапортами о сохранении права состоять в очереди, а так же постановки на очередь по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по новому месту службы, и о включении в список очередников с учетом первоначального времени постановки, с 12 сентября 2002 года.
В апреле 2018 года собрав перечень требуемых документов, истец обратился в ГУ МВД России по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области как к правопреемнику ликвидированного указом президента РФ подразделения ГУ МВД России по СЗФО с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как во время службы был принят и состоял в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в ЖБК МВД по Республике Карелия с 12 сентября 2002 года.
Решением Комиссии ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам от 14 марта 2018 года Володину И.Б. отказано в принятии на учет на получение единовременной выплаты.
Мотивировано указанное решение было тем, что в период прохождения службы истец не состоял на учете в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Не согласившись с решением Комиссии ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам 13 июня 2018 года он обратился с иском в Смольненский районный суд Санкт-Петербурга к ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В ходе рассмотрения дела N2-3514/18 от 13.06.2018 в ответе на судебный запрос Смольненского районного суда г.Санкт-Петербурга из МВД по Республике Карелия было сообщено, что Володин И.Б. исключен из списков, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий МВД по Республике Карелия, в связи с не предоставлением документов в ЖБК в рамках ежегодной перерегистрации граждан.
При последующем судебном разбирательстве было установлено, что у МВД по Республике Карелия отсутствовали правовые основания для снятия с учета, что подтверждается решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.08.2019 по делу N2-5018/2019.
Петрозаводским городским судом установлено, что с 12 сентября 2002 года Володин И.Б. был принят на учет жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Карелия в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
После перевода 29 мая 2004 года на основании приказа министра МВД по Республике Карелия в ГУ МВД России по СЗФО, копия жилищного дела не направлялась, как и не запрашивались последним.
Истец полагает, что его отсутствие в списках в последующие годы свидетельствует о нарушении прав истца со стороны жилищно-бытовых комиссий МВД по Республике Карелия и ГУ МВД России по СЗФО, поскольку какого-либо обоснованного решения об исключении из указанных списков истцу не направлялось и у ответчиков отсутствует.
На основании выписки из протокола N35 заседания Комиссии ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам от 27 мая 2020 года, пенсионеру Володину И.Б. было отказано в принятии на учет сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец считает решение комиссии незаконным. Учитывая, что ответчик ГУ МВД России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области является правопреемником жилищно-бытовых комиссий МВД по Республике Карелия и ГУ МВД России по СЗФО по ведению учетных дел сотрудников, обращение истца с требованием о включении его в общий список, является обоснованным, поскольку заявленные требования истца о восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий направлены на защиту его нарушенного права состоять в общем списке.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 мая 2021 года решение об отказе в принятии на учет пенсионера МВД Володина И.Б. комиссией ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам, протоколом заседания N35 Комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27.05.2020 - признанно незаконным. ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязано принять на учет сотрудников ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью пенсионера МВД Володина И.Б. с даты постановки на учет 12 сентября 2002 года.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу решение об отказе в удовлетворении требований.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель третьего лица Министерство внутренних дел по Республике Карелия в суд апелляционной инстанции не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие не заявлял. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Володин И.Б. состоял на службе в органах внутренних дел с 13 января 1997 года.
03 октября 2008 года приказом N 62 л/с Володин И.Б. уволен из органов внутренних дел по п. "е" ч. 6 ст.19 Закона РФ "O милиции" (по сокращению штатов) с должности старшего оперуполномоченного отдела специальных технических мероприятий ГУ МВД России по СЗФО. Выслуга лет на день увольнения составляет 18 лет 09 месяцев 04 дня.
Единовременная социальная выплата по прежним местам службы Володину И.Б. нe предоставлялась.
Володин И.Б. зарегистрирован и проживает совместно c сестрой - М, братом - П, сестрой - П, племянниками: Ш, П, П, М, П, П. в четырехкомнатной квартире общей площадью 62, 16 кв.м. по адресу: "адрес" на основании договора социального найма (л.д.66).
Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения)? Володин И.Б. не имеет.
При этом, в период прохождения службы, с 12 сентября 2002 года решением жилищной комиссии, отраженном в протоколе от 17 апреля 2003 года N3, Володин И.Б. поставлен на учет в жилищно-бытовую комиссию МВД Республики Карелия и состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий МВД Республики Карелия.
С 29 мая 2004 года переведен в ГУ МВД России по СЗФО в г. Санкт-Петербург. При переводе из МВД Карелии в письме начальника ГУ МВД России по СЗФО на имя Министра внутренних дел Республики Карелия от 13.05.2004 N... было указано o том, что жилищный вопрос решается на общих основаниях (л.д.67-87).
Решением Петрозаводского городского суда от 01.08.2019 по делу N2-5018/2019 исковые требования Володина И.Б. к Министерству внутренних дел по Республике Карелия удовлетворены. Решение вступило в законную сила (л.д.10-16).
Суд признал снятие Володина И.Б. с учета нуждающихся в жилых помещениях Министерства внутренних дел по Республике Карелия незаконным, обязал Министерство внутренних дел по Республике Карелия восстановить Володина И.Б. на учете нуждающихся в жилых помещениях Министерства внутренних дел по Республике Карелия с 12 сентября 2002 года, в недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу передать копию его учетного дела в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Согласно выписке из Протокола N3 заседания Жилищной комиссии МВД по Республике Карелия от 18.02.2020 Жилищная комиссия МВД по Республике Карелия решилавосстановить Володина И.Б. на учете лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий МВД по Республике Карелия с 12 сентября 2002 года.
Копия учетного дела Володина И.Б. направлена в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Исходя из выписки из протокола N35 заседания Комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам от 27.05.2020 в УОТО тыла ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области поступило учетное дело очередника, числившегося на учете сотрудников МВД России по Республике Карелия, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью Володина И.Б, старшего лейтенанта милиции в отставке, бывшего оперуполномоченного отдела специальных технических мероприятий ГУ МВД России по СЗФО.
ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области является правопреемником ликвидированного ГУ МВД России по СЗФО. В архиве УОТО тыла ГУ МВД России содержится номенклатурное дело ГУ МВД России по СЗФО б/н "Протоколы заседаний ЖБК" (начато 23.01.2020, окончено 04.03.2013).
Учитывая, что Володин И.Б. не был принят на учет в ГУ МВД России по СЗФО в установленном законом порядке до 1 марта 2005 года, Комиссия посчитала, что у пенсионера МВД Володина И.Б. отсутствую правовые основания для принятия на учет сотрудников ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью (л.д.18-19).
Вместе с тем, материалами дела установлено, что Володин И.Б. был поставлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года.
Володин И.Б. трудовые отношения с МВД РФ не прекращал, был перемещен по службе путем прикомандирования и из органов внутренних дел не увольнялся.
В материалах дела имеется рапорт Володина И.Б. на имя заместителя начальника ГУ МВД РФ по СЗФО, датированный 28 января 2005 года, с резолюцией на рассмотрение ЖБК.
Разрешая спор, установив, что Володин И.Б. был поставлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, что подтверждается материалами дела, проанализировав обстоятельства постановки Володина И.Б. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2002 году и восстановления в 2019 году, обращения Володина И.Б. в 2004 году с целью постановки на учет для получения жилья по месту службы, действия должностных лиц, и принимая во внимание, что доказательств тому, что истец не отвечает критерию нуждаемости в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не может нести неблагоприятные последствия за ненадлежащее исполнение обязанностей уполномоченными на то лицами, в связи с чем решение Комиссии по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты об отказе истцу в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения от 27 мая 2020 года нельзя признать законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно части 2 указанной статьи Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона).
В соответствии с частью 5 статьи 4 указанного Федерального закона порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 1223, принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до "дата", и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Частью 2 статьи 6 данного Федерального закона предусмотрено, что сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата.
В соответствии с частью 2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Единый порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, проходивших службу в ОВД, устанавливается "Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений", утвержденной Приказом МВД РФ от 18 марта 2003 года N 169.
В соответствии с пунктом 18 Инструкции от 18 марта 2003 года N 169 при переходе сотрудника (работника), состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, из одного подразделения центрального аппарата и подразделения, непосредственно подчиненного МВД России, в другое, ЖБК подразделения по прежнему месту службы (работы) передает в недельный срок копию его учетного дела в ЖБК подразделения по новому месту службы (работы), которая в такой же срок в письменной форме информирует об этом Хозяйственное управление.
Как верно указал суд первой инстанции, указанные требования не были выполнены Министерством внутренних дел по Республике Карелия после того, как Володин И.Б. был откомандирован в распоряжение ГУ МВД России по СЗФО. Володин И.Б. был исключен из списков лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий МВД Карелии в связи с непредставлением документов в жилищную комиссию МВД Карелии в рамках ежегодной перерегистрации.
Данные обстоятельства были установлены Петрозаводским городским судом при рассмотрении гражданского дела по иску Володина И.Б. к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о признании действий незаконными, понуждению к совершению определенных действий.
Таким образом, учитывая, что материалами дела установлено, что Володин И.Б. был поставлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, следовательно оснований для отказа в принятии на учет пенсионера МВД Володина И.Б. у комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и "адрес" по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам не имелось, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал решение об отказе в принятии на учет пенсионера МВД Володина И.Б. комиссией ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и "адрес" по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам, протоколом заседания N... Комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и "адрес" от "дата" - незаконным.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.