Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичевой Е.В, Чуфистова И.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 августа 2021 года административное дело N2а-718/2021 по апелляционной жалобе Х.О.С. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N11 по Санкт-Петербургу к Х.О.С. о взыскании пени по транспортному налогу.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N11 по Санкт-Петербургу К.Б.Р, действующей на основании доверенности от 12 января 2021 года сроком по 31 декабря 2021 года, административного ответчика Х.О.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Санкт-Петербургу (далее - МИ ФНС России N11 по Санкт-Петербургу) обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором уточнив требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просила взыскать с Х.О.С. пени по транспортному налогу за 2015-2017 годы в размере "... " рублей "... " копеек (л.д. 4-6, 69-71 том 1).
В обоснование заявленных требований МИ ФНС России N11 по Санкт-Петербургу указала, что административному ответчику на праве собственности принадлежали транспортные средства - автомобиль ШЕВРОЛЕ К2ХХ ТАНОЕ, государственный регистрационный знак N.., автомобиль ВОЛЬВО ХС70, государственный регистрационный знак N.., являющиеся объектом налогообложения; административному ответчику был начислен транспортный налог за 2015-2017 годы, который не был оплачен, в связи с чем на недоимку по транспортному налогу начислены пени и выставлено требование, которое не было исполнено, судебный приказ мирового судьи судебного участка N... Санкт-Петербурга о взыскании с административного ответчика пени на недоимку по транспортному налогу отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика (л.д.4-6 том 1).
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2021 года административный иск МИ ФНС России N11 по Санкт-Петербургу удовлетворен, с Х.О.С. в пользу МИ ФНС России N11 по Санкт-Петербургу взысканы пени на недоимку по транспортному налогу за 2015-2017 годы за период с 01 декабря 2015 года по 27 мая 2019 года в размере "... " рублей "... " копеек; в доход бюджета Санкт-Петербурга - государственная пошлина в размере "... " рубля "... " копейки (л.д. 84-92 том 1).
В апелляционной жалобе Х.О.С. просит решение суда отменить в части и принять по делу новое решение об отказе во взыскании пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 и 2016 годы в связи с истечением срока уплаты и взыскания недоимки по транспортному налогу (л.д. 94-97 том 1).
Выслушав объяснения административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 года N487-53 "О транспортном налоге" налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Законом Санкт-Петербурга от 04 ноября 2002 года N487-53 "О транспортном налоге" установлен транспортный налог и определены налоговые ставки для расчета транспортного налога.
В соответствии со статьёй 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Х.О.С. с 11 июля 2011 года по 12 сентября 2015 года являлась владельцем автомобиля ВОЛЬВО ХС70, государственный регистрационный знак N.., мощностью двигателя 215 л.с. (л.д. 73 том 1), с 22 августа 2015 года по 17 мая 2018 года являлась владельцем автомобиля ШЕВРОЛЕ К2ХХ ТАНОЕ, государственный регистрационный знак N.., мощностью двигателя 409 л.с. (л.д.59, 60 том 1, л.д. 18 том 2).
МИ ФНС России N11 по Санкт-Петербургу направила Х.О.С.:
-04 августа 2016 года налоговое уведомление N... от 29 июля 2016 года об уплате транспортного налога за 2015 год в размере "... " рублей не позднее 01 декабря 2016 года (л.д. 160 том 1);
-требование N... по состоянию на 21 декабря 2016 года об уплате транспортного налога за 2015 год в размере "... " рублей и пени в размере "... " рублей "... " копейки в срок до 24 января 2017 года (л.д.158 том 1);
-06 августа 2017 года через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление N... от 06 августа 2017 года об уплате транспортного налога за 2016 год в размере "... " рублей не позднее 01 декабря 2017 года (л.д. 192 том 1);
-13 декабря 2017 года требование N... по состоянию на 13 декабря 2017 года об уплате транспортного налога за 2016 год в размере "... " рублей и пени в размере "... " рублей "... " копеек в срок до 24 января 2018 года (л.д.189 том 1);
-15 июля 2018 года через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление N... от 14 июля 2018 года об уплате транспортного налога за 2017 год в размере "... " рублей не позднее 01 декабря 2018 года (л.д. 192 том 1);
-30 января 2019 года требование N N... по состоянию на 30 января 2019 года об уплате транспортного налога за 2017 год в размере "... " рублей и пени в размере "... " рублей "... " копейки в срок до 19 марта 2019 года (л.д.215 том 1).
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пени в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование об уплате налога и пени в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговые уведомления и требования направлены МИ ФНС России N11 по Санкт-Петербургу административному ответчику в установленные сроки.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 6 мая 2016 года, в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации внесены изменения, в частности с 6 мая 2016 года статьей 17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение требований о взыскании обязательных платежей и санкций производится в порядке приказного производства.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с требованием N... по состоянию на 28 мая 2019 года Х.О.С. обязана оплатить пени по транспортному налогу за 2015-2017 годы до 01 июня 2019 года (л.д.12 том 1).
Мировым судьёй судебного участка N... Санкт-Петербурга 25 февраля 2020 года вынесен судебный приказ о взыскании с Х.О.С. пени по транспортному налогу за 2015-2017 годы в размере "... " рублей "... " копеек, который отменен определением мирового судьи того же судебного участка 23 марта 2020 года в связи с поступившими возражениями от Х.О.С. (л.д. 10 том 1).
Административный иск направлен в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа -17 сентября 2020 года (л.д.20 том 1).
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При этом, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Согласно расчету МИ ФНС России N11 по Санкт-Петербургу просит взыскать с Х.О.С. пени на недоимку по транспортному налогу:
- за 2015 год в размере "... " рублей "... " копеек за период с 21 декабря 2016 года по 27 мая 2019 года (л.д.70 том 1);
-за 2016 год в размере "... " рубля "... " копейку за период с 13 декабря 2017 года по 27 мая 2019 года (л.д.71 том 1);
-за 2017 год в размере "... " рублей за период с 30 января 2019 года по 27 мая 2019 года (л.д.71 том 1).
В письменных объяснениях административный истец указал, что:
- недоимка по транспортному налогу за 2015 год Х.О.С. не оплачена, взыскана решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 июля 2018 года, однако, исполнительный документ в адрес судебного пристава-исполнителя для возбуждения исполнительного производства о взыскании с Х.О.С. задолженности налоговым органом не направлялся (л.д.10-14, 53-54, 62 том 2);
- недоимка по транспортному налогу за 2016 год в размере "... " рублей Х.О.С. не оплачена, взыскана решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2019 года по делу N... (л.5-9 том 2);
-недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере "... " рублей Х.О.С. не оплачена, вынесенный мировым судьёй судебного участка N... Санкт-Петербурга 20 мая 2019 года судебный приказ о взыскании с Х.О.С. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере "... " рублей, пени в размере "... " рублей "... " копейки, отменен 17 июня 2019 года определением мировой судьи этого же судебного участка в связи с поступившими возражениями Х.О.С. (л.д. 229 том 1).
По сообщению мирового судьи судебного участка N... Санкт-Петербурга указанное определение получено МИ ФНС России N11 по Санкт-Петербургу 03 июля 2019 года (л.д.231 том 1).
Доказательств того, что МИ ФНС России N11 по Санкт-Петербургу обращалась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением о взыскании с Х.О.С. транспортного налога за 2017 год в материалы дела не представлено.
Таким образом, поскольку транспортный налог за 2015, 2017 годы Х.О.С. не уплачен и в судебном порядке не взыскан, то начисленные на него пени также не подлежат взысканию, в связи с чем, административный иск о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу за 2015, 2017 годы не подлежит удовлетворению.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2019 года по делу N... с Х.О.С. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2016 год в размере "... " рублей, пени на недоимку по транспортному налогу за 2016 год за период с 2 декабря 2017 года по 12 декабря 2017 года в размере "... " рублей "... " копеек (л.д.5-9 том 2).
Поскольку транспортный налог за 2016 год срок Х.О.С. не оплачен, срок исполнения решения Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2019 года не истек, то МИ ФНС России N11 по Санкт-Петербургу вправе начислять Х.О.С. пени на недоимку по транспортному налогу за период с 13 декабря 2017 года по 27 мая 2019 года.
Размер пени на недоимку по транспортному налогу за 2016 год за период с 13 декабря 2017 года по 27 мая 2019 года, исходя из действующей ставки рефинансирования, и частичной оплаты пени составляет "... " рубля "... " копейка, из которых:
-за период с 13 декабря 2017 года по 17 декабря 2017 года - "... " рубля "... " копеек ("... " х "... " (ставка рефинансирования):300 :100 х 5 дней просрочки);
-за период с 18 декабря 2017 года по 11 февраля 2018 года - "... " рублей "... " копейки ("... " х "... "(ставка рефинансирования):300 :100 х 56 дней просрочки);
-за период с 12 февраля 2017 года по 25 марта 2018 года - "... " рубля "... " копеек ("... " х "... "(ставка рефинансирования):300 :100 х 42 дня просрочки);
-за период с 26 марта 2018 года по 05 сентября 2018 года - "... " рубль "... " копеек ("... " х "... "(ставка рефинансирования):300 :100 х 164 дня просрочки);
-за период с 06 сентября 2018 года по 16 сентября 2018 года - "... " рублей "... " копеек ("... " х "... "(ставка рефинансирования):300 :100 х 11 дней просрочки);
-за период с 17 сентября 2018 года по 16 декабря 2018 года - "... " рублей "... " копейка ("... " х "... "(ставка рефинансирования):300 :100 х 91 день просрочки);
-за период с 17 декабря 2018 года по 27 мая 2019 года - "... " рубль "... " копейки ("... " х "... "(ставка рефинансирования):300 :100 х 162 дня просрочки) (л.д. 69-71 том 1).
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика в соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет "... " рублей.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2021 года изменить.
Взыскать с Х.О.С. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N11 по Санкт-Петербургу пени на недоимку по транспортному налогу за 2016 год за период с 13 декабря 2017 года по 27 мая 2019 года в размере "... " рубля "... " копейку, в удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Х.О.С. в бюджет Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере "... " рублей.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.