Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Носковой Н.В.
при секретаре В.
с участием прокурора Скибенко С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 ноября 2021 года административное дело N2а-9057/2021 по апелляционной жалобе Г.О.В. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2021 года по административному исковому заявлению Г.О.В. к Участковой избирательной комиссии N1325, Участковой избирательной комиссии N1328, Участковой избирательной комиссии N1337, Участковой избирательной комиссии N1348, Участковой избирательной комиссии N1349, Участковой избирательной комиссии N1352, Территориальной избирательной комиссии N48.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца Г.О.В, представителя административного истца М.А.А, действующего на основании доверенности от 28 сентября 2021 года сроком на три года; представителя административного ответчика Участковой избирательной комиссии N1325 П.В.А, действующей на основании доверенности от 08 октября 2021 года сроком на один год; представителя административного ответчика Участковой избирательной комиссии N1328 П.В.А, действующей на основании доверенности от 08 октября 2021 года сроком на один год; представителя административного ответчика Участковой избирательной комиссии N1337 П.В.А, действующей на основании доверенности от 08 октября 2021 года сроком на один год; представителя административного ответчика Участковой избирательной комиссии N1348 П.В.А, действующей на основании доверенности от 08 октября 2021 года сроком на один год; представителя административного ответчика Участковой избирательной комиссии N1352 П.В.А, действующей на основании доверенности от 08 октября 2021 года сроком на один год; представителя заинтересованного лица Санкт-Петербургской избирательной комиссии З.О.О, действующего на основании доверенности от 03 декабря 2020 года сроком до 31 декабря 2021 года, заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга Скибенко С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.О.В. обратилось в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными и отменить решения:
- Участковой избирательной комиссии N 1325 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21, оформленное протоколом от 20 сентября 2021 года и подписанное членами Участковой избирательной комиссии N 1325, - Участковой избирательной комиссии N 1328 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21, оформленное протоколом от 20 сентября 2021 года и подписанное членами Участковой избирательной комиссии N 1328, - Участковой избирательной комиссии N 1337 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21, оформленное протоколом от 20 сентября 2021 года и подписанное членами Участковой избирательной комиссии N 1337, - Участковой избирательной комиссии N 1348 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21, оформленное протоколом от 20 сентября 2021 года и подписанное членами Участковой избирательной комиссии N 1348, - Участковой избирательной комиссии N 1349 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21, оформленное протоколом от 20 сентября 2021 года и подписанное членами Участковой избирательной комиссии N 1349, - Участковой избирательной комиссии N 1352 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21, оформленное протоколом от 20 сентября 2021 года и подписанное членами Участковой избирательной комиссии N 1352 (л.д.4-24).
В обоснование заявленных требований Г.О.В. указала, что оспариваемые решения были приняты с существенным нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано по причине пропуска срока обращения в суд с административным иском (л.д.148-152).
В апелляционной жалобе Г.О.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что суд неправильно истолковал нормы о сроках обращения в суд с административным иском, срок на обращение в суд с административным исковым заявлением не пропущен, заявление было подано 29 сентября 2021 года через организацию почтовой связи в установленный законом срок, который истекал 30 сентября 2021 года включительно. Обстоятельство почтового отправления от 29 сентября 2021 года не было оценено судом, отвергнуто без какой-либо мотивации при том, что оно имеет существенное значение для дела, поскольку федеральный законодатель не установилтребования, что иск должен быть подан непосредственно в суд, тем самым предоставляя истцу право на подачу иска в суд любым законным способом, в том числе через организацию почтовой связи; судом не учтено, что в условиях распространения на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (СОVID-2019) совершение истцом непосредственно в суде действий по подаче искового заявления полностью запрещено соответствующим приказом председателя Московского районного суда Санкт-Петербурга (л.д.164-170).
Территориальная избирательная комиссия N 48 в возражениях на апелляционную жалобу Г.О.В. указала, что решения об итогах голосования на избирательных участках N1325, 1328, 1337, 1349, 1352 были приняты 20 сентября 2021 года, последний день процессуального срока на подачу административного иска об отмене решений избирательных комиссий об итогах голосования истекал 29 сентября 2021 года; административное исковое заявление Г.О.В. поступило в Московский районный суд Санкт-Петербурга 04 октября 2021 года, то есть за пределами установленного законом срока, административный истец не была лишена возможности подать административный иск в суд в пределах процессуального срока (л.д.191-196).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административных ответчиков Участковой избирательной комиссии N1349 и Территориальной избирательной комиссии N48, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по электронной почте.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Неявка административных ответчиков Участковой избирательной комиссии N1349 и Территориальной избирательной комиссии N48 не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, поддерживавших доводы апелляционной жалобы, представителя административных ответчиков Участковых избирательных комиссий N1325, N1328, N1337, N1348, N1352 и представителя заинтересованного лица Санкт-Петербургской избирательной комиссии, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Решением Территориальной избирательной комиссии N48, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 21 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, от 23 июля 2021 года N 14-1 Г.О.В, выдвинутая избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ" в городе Санкт-Петербурге", зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21 (л.д.25-26).
17-19 сентября 2021 года на территории Санкт-Петербурга проходило голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, а также голосование на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Ланское и Автово.
20 сентября 2021 года в 06 часов 15 минуты членами Участковой избирательной комиссии N 1325 подписан Протокол N 1 Участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу N 21 по избирательному участку N1325.
20 сентября 2021 года в 03 часа 40 минут членами Участковой избирательной комиссии N 1328 подписан Протокол N 1 Участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу N 21 по избирательному участку N1328.
20 сентября 2021 года в 06 часов 15 минут членами Участковой избирательной комиссии N 1337 подписан Протокол N 1 Участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу N 21 по избирательному участку N1337.
20 сентября 2021 года в 05 часа 30 минут членами Участковой избирательной комиссии N 1348 подписан Протокол N 1 Участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу N 21 по избирательному участку N1348.
20 сентября 2021 года в 04 часа 50 минут членами Участковой избирательной комиссии N 1349 подписан Протокол N 1 Участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу N 21 по избирательному участку N1349.
Решением Территориальной избирательной комиссии N48, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 21 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва от 21 сентября 2021 года N 34-47 выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21 признаны состоявшимися и действительными (л.д.27-28).
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что административный иск Г.О.В. поступил в суд за пределами установленного частью 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока, который в силу части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации восстановлению не подлежит.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируется положениями главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
В силу части 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
Аналогичные правовые предписания закреплены в пункте 3 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года (в редакции от 04.06.2021) N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 04 июня 2021 года).
Согласно части 2 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 115-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменена редакция части 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и введено новое правовое регулирование исчисления процессуальных сроков в отношении дел, касающихся защиты избирательных прав.
Согласно части 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 настоящего Кодекса.
Федеральный законодатель, закрепляя в части 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общее правило определения окончания процессуального срока - как возможность сдать свое обращение в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, сделал исключение из него для правоотношений, связанных с производством по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации, что предопределено строгими временными рамками избирательного процесса и необходимостью оперативного разрешения соответствующих дел.
Последствия пропуска процессуального срока предусмотрены статьей 94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 которой право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Согласно части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроки, указанные в частях 2 - 6 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
Пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2 - 6 настоящей статьи и восстановление которых невозможно (ч.9 ст.240 КА РФ).
Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления (ч.10 ст.240 КА РФ).
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации десятидневный процессуальный срок для подачи административного искового заявления начинает исчисляться со дня принятия решения об итогах голосования, то в настоящем случае таким днем является 20 сентября 2021 года, когда по итогам голосования выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21 участковыми избирательными комиссиями были приняты оспариваемые решения, оформленные протоколами и подписанные членами Участковых избирательных комиссий.
Таким образом, административный иск должен был быть подан в суд не позднее 30 сентября 2021 года.
Как следует из материалов дела, административное исковое заявление о признании незаконными и отмене решений участковых избирательных комиссий подано административным истцом посредством почтового отправления 29 сентября 2021 года, что подтверждается почтовым штампом на конверте, и поступило в Московский районный суд Санкт-Петербурга 4 октября 2021 года (л.д.4, 53).
При этом, день сдачи административного иска в организацию почтовой связи не учитывается в силу императивного предписания части 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не содержат особых указаний о способе подачи заявления в суд.
В апелляционной жалобе административный истец ссылается на отсутствие возможности совершить действия по подаче искового заявления непосредственно в суде с учетом установленного приказом председателя Московского районного суда Санкт-Петербурга запрета на представление непосредственно в суд процессуальных и непроцессуальных документов, поскольку работа приемной суда в части личного приема граждан приостановлена в связи с ухудшающейся эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (СОVID-2019).
При этом, в суде апелляционной инстанции Г.О.В. пояснила, что апелляционную жалобу непосредственно в суд не приносила и в принятии апелляционной жалобы ей в суде не отказывали.
Кроме того, административный истец не была лишена права и возможности в соответствии с частью 8 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подать административное исковое заявление в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судебной коллегией отклоняется довод административного истца, заявленный в суде апелляционной инстанции, о наличии технических препятствий в реализации права на подачу административного искового заявления в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", поскольку в нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Г.О.В. не представила этому доказательств.
Также судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что указанный в решении суда первой инстанции подход к исчислению процессуальных сроков фактически блокирует любую перспективу судебной защиты прав кандидатов на обжалование решений избирательных комиссий в судебном порядке, поскольку в соответствии с приведенными процессуальными нормами возможность судебной защиты нарушенных прав обусловлена необходимостью соблюдения установленных законом процессуальных сроков, что способствует обеспечению стабильности и определенности публичных правоотношений. Законодательство в области избирательных прав не предусматривает увеличение сроков обращения в суд при обжаловании решений комиссии.
При таких обстоятельствах, решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2021 года вынесено с соблюдением норм процессуального права, поскольку административный иск поступил в суд с нарушением требований части 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по истечении десятидневного срока, предусмотренного указанной нормой.
С учетом изложенного суд первой инстанции не имел оснований для признания срока обращения административного истца в суд не пропущенным либо для его восстановления, поскольку это бы прямо противоречило вышеприведенным нормам процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.О.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Московский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.