Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2022 г. по делу N 16-94/2022-
Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 22 декабря 2021 г.) жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Наталии Викториновны на вступившее в законную силу решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 28 сентября 2021 г., вынесенное в отношении должностного лица - исполнительного директора акционерного общества "Кавминкурортресурсы" Левицкого Евгения Станиславовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. (далее также - государственный инспектор в области охраны окружающей среды, должностное лицо административного органа) N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-101/5 от 21 июня 2021 г. исполнительный директор акционерного общества "Кавминкурортресурсы" (далее также - АО "Кавминкурортресурсы") Левицкий Е.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. В адрес исполнительного директора АО "Кавминкурортресурсы" Левицкого Е.С, кроме того, внесено представление N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-101/6 от 21 июня 2021 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 28 сентября 2021 г. указанное выше постановление и представление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. изменены: признаны незаконными и исключены выводы о том, что исполнительным директором АО "Кавминкурортресурсы" Левицким Е.С. допущены нарушения, выразившиеся в не приобщении в установленном порядке к лицензии СТВ 01243 МЭ от 8 ноября 2017 г. горноотводного акта от 9 октября 2018 г. N 26-3500-00012, что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к указанной лицензии. В остальной части постановление и представление должностного лица административного органа оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмова Н.В. просит отменить решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 28 сентября 2021 г, не соглашаясь с изложенными в нем выводами о том, что не приобщение к лицензии СТВ 01243 МЭ от 8 ноября 2017 г. горноотводного акта от 9 октября 2018 г. N 26-3500-00012 не является нарушением условий пользования недрами.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - исполнительный директор АО "Кавминкурортресурсы" Левицкий Е.С. в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы извещен, в установленный срок возражения на нее не представил.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года N 27л/с.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения исполнительного директора АО "Кавминкурортресурсы" Левицкого Е.С. к административной ответственности, пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Основанием для привлечения исполнительного директора АО "Кавминкурортресурсы" Левицкого Е.С. к административной ответственности по названной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то, что в ходе проведенной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Трутнева Ю.П. от 2 марта 2021 г. внеплановой выездной проверки в отношении АО "Кавминкурортресурсы", выявлены нарушения требований законодательства о недрах при эксплуатации Бештаугорского месторождения минеральных вод, а именно:
не приобщен в установленном порядке к лицензии СТВ 01243 МЭ, горноотводный акт от 9 октября 2018 г. N26-3500-00012, что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01243 МЭ от 8 ноября 2017 г.;
не обеспечено в соответствии с Технологической схемой разработки месторождения, а также программой ведения мониторинга подземных минеральных вод проведение полного химического анализа минеральных вод по эксплуатационным скважинам, а именно отбор проб химических компонентов: Со2+ (кобальт), CN (циацид), Sb2+ (сурьма), Ва2+ (барий), НРО4 (гидрофосфат), что является нарушением пункта 3.2.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01243 МЭ от 8 ноября 2017 г.;
не соответствует Технологической схеме разработки месторождения фактическое оборудование устьев эксплуатационных скважин (скв. N2-Б (патрубок после задвижки Ду-80 Ру 16 меньшего диаметра, отсутствует водомер ВСХН Ду-80 Ру-16), скв. N66 (патрубок между задвижек Ду-80 Ру 64 меньшего диаметра, отсутствует водомер ВЭПС-80)), что является нарушением пунктов 3.2.8, 4.1.7 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01243 МЭ от 8 ноября 2017 г.;
не организованы и не осуществляются эксплуатационный контроль и поддержание в надлежащем состоянии прискваженного оборудования: соединение оголовка скважины N 66 (324 мм и 219 мм) имеет следы негерметичности соединения и коррозии, что является нарушением пунктов 4.1.7 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01243 МЭ от 8 ноября 2017 г.
Рассматривая дело об административном правонарушении, государственный инспектор в области охраны окружающей среды пришла к выводу о доказанности изложенных выше фактов, свидетельствующих о пользовании АО "Кавминкурортресурсы" недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и наличии в действиях исполнительного директора указанного акционерного общества Левицкого Е.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья городского суда выводы должностного лица административного органа о наличии в действиях исполнительного директора АО "Кавминкурортресурсы" Левицкого Е.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поддержала. В то же время, сославшись на то, что в статье 7 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" не указано, что пользователь недрами обязан включать в неотъемлемые части лицензий какие-либо документы; в соответствии с "Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых", утвержденной Министерством природных ресурсов Российской Федерации 7 февраля 1998 г. N 56, Госгортехнадзором Российской Федерации 31 декабря 1997 г. N 58, материалы горноотводного акта представляются в соответствующий территориальный орган МПР России (в рассматриваемом случае это Кавказнедра) органом Ростехнадзора; законодательством Российской Федерации не определено, кем именно документы, удостоверяющие границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части, так же не регламентирован порядок его включения, судья городского суда пришла к выводу о том, что нарушений условий, предусмотренных лицензией, выразившихся в неприобщении в установленном порядке к лицензии СТВ 01243 МЭ горноотводного акта от 9 октября 2018 г. N26-3500-00012, должностным лицом акционерного общества не допущено.
Принимая решение по результатам рассмотрения жалобы, судья городского суда ошибочно сослался на положения "Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых", утвержденной Министерством природных ресурсов Российской Федерации 7 февраля 1998 г. N 56, Госгортехнадзором Российской Федерации 31 декабря 1997 г. N 58, поскольку названный документ утратил силу в связи с изданием приказа Ростехнадзора N 462, Минприроды России N 585 от 1 ноября 2017 г, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.12.2017).
Вместе с тем, указанное не влияет на выводы судьи городского суда о том, что нарушений условий, предусмотренных лицензией, выразившихся в неприобщении в установленном порядке к лицензии СТВ 01243 МЭ горноотводного акта от 9 октября 2018 г. N26-3500-00012, исполнительным директором АО "Кавминкурортресурсы" Левицким Е.С. не допущено.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, определяются Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах. Приводится в редакции, действовавшей на момент получения акционерным обществом лицензии и оформления горноотводного акта). Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: 1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; 2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; 3) указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; 4) указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; 5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); 6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; 7) согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), предельный объем накопленной добычи полезных ископаемых, установленный в соответствии с проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, согласованной и утвержденной в порядке, предусмотренном статьей 23.2 настоящего Закона, указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии); 8) сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения); 9) условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; 9.1) условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных
допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев); 10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу статьи 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
"Правилами подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода" (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2015 г. N 770 (утратил силу с 1 января 2021 г. в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 г. N 1192) был установлен порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.
Согласно пункту 2 названных Правил документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения, в которые включаются план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода и разрезы участка недр, составленные по форме, установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее соответственно документация, орган государственного горного надзора).
Документация оформляется по заявлению пользователя недр (далее - заявление), в котором указываются полное наименование пользователя недр, его индивидуальный номер налогоплательщика, а также адрес (место нахождения) (пункт 6 Правил).
В соответствии с пунктами 13 и 16 Правил предусматривалось, что заявление и проект горного отвода рассматриваются органом государственного горного надзора и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о недрах и настоящими Правилами. При этом документация оформляется: а) органом государственного горного надзора - в 3 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе государственного горного надзора, а 2 других экземпляра не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами; б) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в 4 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а 3 других экземпляра не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами, а также в орган государственного горного надзора.
Таким образом, как Законом о недрах, так и указанными выше Правилами не предусматривалась обязанность пользователя недрами непосредственно самому представить в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами, уточненный горноотводный акт.
Учитывая, что согласно статье 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией, а в соответствии с указанными выше Правилами процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр и не влечет за собой расширения границ лицензионного участка, в связи с чем в случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, что свидетельствует о возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена, пользователь недрами может обратиться в соответствии с пунктами 37 и 38 "Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр", утвержденного приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 г. N 315, за внесением изменений и дополнений в лицензию на пользование участками недр.
Однако, вопреки положениям статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Северо-Кавказским межрегиональным управлением Федеральной службой по надзору в сфере природопользования доказательств того, что горноотводный акт от 9 октября 2018 г. N26-3500-00012 содержит сведения о границах горного отвода существенно отличающиеся от предварительных границ горного отвода, при которых была выдана лицензия, в связи с чем имелись основания для внесения изменений в выданную лицензию, не представлены.
При изложенных выше обстоятельствах признать выводы судьи городского суда о том, что нарушений условий, предусмотренных лицензией, выразившихся в неприобщении в установленном порядке к лицензии СТВ 01243 МЭ горноотводного акта от 9 октября 2018 г. N26-3500-00012, исполнительным директором АО "Кавминкурортресурсы" Левицким Е.С. не допущено, ошибочными, влекущими отмену вынесенного ею решения, оснований не имеется.
Таким образом, для отмены обжалуемого старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. судебного акта по изложенным в её жалобе доводам основания отсутствуют. Иных обстоятельств, которые в силу пунктов 3 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы также не установлено.
В то же время в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая то, что вывод судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края о наличии оснований для изменения постановления должностного лица административного органа основан также на утратившем силу нормативном правовом акте, имеются основания для изменения вынесенного ею решения от 28 сентября 2021 г.: из описательной-мотивировочной части указанного судебного акта следует исключить приведенную в обоснование выводов ссылку на положения "Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых", утвержденной Министерством природных ресурсов Российской Федерации 7 февраля 1998 г. N 56, Госгортехнадзором Российской Федерации 31 декабря 1997 г. N 58. Данные изменения назначенное исполнительному директору АО "Кавминкурортресурсы" Левицкому Е.С. наказание не усиливают и не ухудшают положение лица, привлеченного к административной ответственности.
В остальной части тот же судебный акт подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 28 сентября 2021 г, вынесенное в отношении должностного лица - исполнительного директора акционерного общества "Кавминкурортресурсы" Левицкого Евгения Станиславовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из его описательно-мотивировочной части приведенную в обоснование выводов ссылку на положения "Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых", утвержденной Министерством природных ресурсов Российской Федерации 7 февраля 1998 г. N 56, Госгортехнадзором Российской Федерации 31 декабря 1997 г. N 58. В остальной части тот же судебный акт оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Наталии Викториновны - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья городского суда Жукова В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.