Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 16.07.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 26.10.2021
по административному исковому заявлению Минераловодского межрайонного прокурора Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании бездействия незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, возражения против удовлетворения кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Минераловодский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании бездействия администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, выразившегося в ненадлежащей организации муниципального земельного контроля при использовании земельного участка, расположенного в кадастровом квартале N, находящегося по адресу (ориентиру): напротив завода АО "Кавминводы" в "адрес", площадью N кв.м. Просил суд возложить на администрацию Минераловодского городского округа обязанность в течении 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по приведению земельного участка, расположенного в кадастровом квартале N, находящегося по адресу (ориентиру): напротив завода АО "Кавминводы" в "адрес", площадью N кв.м. в первоначальное состояние.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 16.07.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 26.10.2021, требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с постановленными судебными актами, администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края обжаловала их в кассационном порядке, приведя в обоснование кассационной жалобы доводы о том, что судами не установлены юридически значимые обстоятельства, неверно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, возложенная обязанность является практически неисполнимой, поскольку сведения о первоначальном состоянии земельного участка отсутствуют. Просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Кассационная жалоба поступила в суд первой инстанции 02.12.2021, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 08.12.2021.
В судебное заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом в порядке статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, от администрации поступило ходатайство рассматривать кассационную жалобу в их отсутствие. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы, материалы дела и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено судами, межрайонной прокуратурой, с привлечением специалистом (государственных инспекторов по использованию и охране земель) проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края требований гражданского, земельного и градостроительного законодательства, а также законодательства об органах местного самоуправления, которой установлено следующее.
В ходе проверки установление использование земельного участка, расположенного в кадастровом квартале N, находящегося по адресу (ориентиру): напротив завода АО "Кавминводы" в п. Новотерский Минераловодского района, площадью N кв.м, с нарушением земельного законодательства, а именно участок имеет асфальтобетонное покрытие (замощение) с уложенным по периметру бордюрным камнем, тем самым имеет место самовольное занятие земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено.
Указанный земельный участок используется для размещения и эксплуатации автостоянки, что свидетельствует о наличии в действиях неустановленного в результате надлежащего осуществления муниципального земельного контроля лица состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Муниципальный контроль в отношении земельного участка отнесен к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Под муниципальным земельным контролем согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.
Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Этой же статьей Земельного кодекса установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 21.06.2016 N 1443 утвержден Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких осмотров, обследований при осуществлении муниципального контроля на территории Минераловодского городского округа.
Порядок устанавливает процедуру оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований, в том числе земельных участков, расположенных на территории Минераловодского городского округа, и порядок оформления результатов таких осмотров, обследований должностными лицами администрации Минераловодского городского округа, осуществляющими муниципальный земельный и лесной контроль.
Плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований оформляются на основании распоряжения главы администрации Минераловодского городского округа либо первого заместителя главы администрации Минераловодского городского округа и утверждаются указанными должностными лицами (пункт 5 Порядка).
По результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований, должностным лицом (должностными лицами) проводившими плановые (рейдовые) осмотры, обследования, составляется отчет о выполнении планового (рейдового) задания, который должен содержать информацию о результатах проведения каждого планового (рейдового) осмотра, обследования в соответствии с плановым (рейдовым) заданием, включающую краткие сведения о выявленных нарушениях лесного и земельного законодательства или их отсутствии (пункты 7, 8 Порядка).
В ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований, при выявлении нарушений лесного и (или) земельного законодательства, уполномоченными должностными лицами составляются акты осмотра, обследования территории (пункт 11 Порядка).
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований действующего законодательства, должностные лица администрации Минераловодского городского округа, уполномоченные на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований:
- принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений;
- доводят в письменной форме до сведения главы администрации Минераловодского городского округа (первого заместителя главы администрации Минераловодского городского округа) информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- направляют по подведомственности информацию о выявленных нарушениях требований действующего законодательства, контроль за соблюдением которых осуществляют иные органы.
Административными ответчиками не представлены доказательства совершения действий, направленных на организацию и проведение регулярных рейдовых осмотров земель муниципального образования для выявления и пресечения нарушений действующего законодательства при использовании земель муниципального округа.
Ненадлежащее осуществление муниципального земельного контроля со стороны административного ответчика, как уполномоченного органа местного самоуправления, повлекло наступление последствий в виде самовольного занятия и использования рассматриваемого земельного участка неустановленным лицом, оборудование на нем асфальтнобетонного покрытия, чем нарушена его целостность и первоначальное (природное) состояние, что также свидетельствует о несостоятельности доводов кассационной жалобы о не установлении первоначального состояния земельного участка для исполнения возложенных судом обязательств.
Доказательств осуществления надлежащего муниципального контроля на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края административным ответчиком не представлено, а представленные не подтверждают его доводы об отсутствии с их стороны бездействия.
Фактически меры реагирования со стороны административного ответчика принимались как постфактум по поступившему представлению прокурора и, напротив, при осуществлении самостоятельного земельного контроля в ходе проведения планового (рейдового) обследования спорного земельного участка на предмет установления факта его самовольного занятия специалистами отдела муниципального контроля администрации Минераловодского городского округа 12.03.2019 установлено отсутствие таких фактов, что не соответствует действительности и фактическим обстоятельствам настоящего дела.
Представленные доказательства о нарушении порядка взаимодействия органами Управления Росреестра Ставропольского края по составленным и представленным административным ответчиком материалам в отношении иных земельных участков, не относятся к предмету настоящего спора, при этом основания для непринятия Управлением представленных материалов неизвестен.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для отмены или изменения, предусмотренных статьей 328 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, что не свидетельствует о наличии оснований для их отмены, направлены на переоценку доказательств, основания для которой не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 16.07.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 26.10.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12.01.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.