Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Зудина А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Регионального отделения всероссийской политической партии "Родина" в Республике Дагестан Изилова А. Р.
на решение городского суда города Дагестанские огни Республики Дагестан от 31.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 08.06.2021
по административному делу по административному иску Регионального отделения всероссийской политической партии "Родина" в Республике Дагестан и Дагогнинского городского местного отделения Дагестанского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" к Территориальной избирательной комиссии города Дагестанские Огни о признании незаконным постановления о досрочном голосовании, восстановлении нарушенных прав.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, заключение прокурора, полагавшего принятые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу удовлетворению не подлежащей, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
избирательное объединение Региональное отделение всероссийской политической партии "Родина" в Республике Дагестан в лице представителя Изилова А.Р. и избирательное объединение Дагогнинское городское местное отделение Дагестанского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в лице представителя Нурахмедова Н.А. обратились в городской суд города Дагестанские огни с административным иском к Территориальной избирательной комиссии города Дагестанские Огни (далее - ТИК г. ДагОгни) о признании незаконным постановления от 05.08.2020 N 54П "О досрочном голосовании с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов депутатов Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" седьмого созыва 13.09.2020" и о восстановлении нарушенных прав в части проведения выборов в один день 13.09.2020.
Требования мотивированы нарушением избирательных прав административных истцов и противоречит требованиям Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Уставу городского округа "город Дагестанские Огни", в которых установлено, что голосование на выборах депутатов Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" проходит один день - в воскресенье, т.е. 13.09.2020. Пункт 1.4 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдумов с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов, в обоснование которой принято оспариваемое постановление, носит рекомендательный характер, кроме того, из постановления неясно место досрочного голосования, поскольку участковые избирательные участки не готовы к приему избирателей до 13.09.2020.
Решением городского суда города Дагестанские огни Республики Дагестан от 31.03.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 08.06.2021, в удовлетворении требований отказано. Суды пришли к выводу, что оспариваемое постановление принято с соблюдением процедуры принятия, при наличии оснований и в соответствии с пунктом 1.4 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13.09.2020, утв. постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24.07.2020 N.
Не согласившись с постановленными судебными актами представитель Регионального отделения всероссийской политической партии "Родина" в Республике Дагестан Изилов А.Х. обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судами не установлены юридически значимые обстоятельства, а имеющие противоречия не устранены, настаивает на обоснованности заявленных им требований.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 13.12.2021.
В поступивших возражениях ТИК г. ДагОгни с доводами кассационной жалобы не согласилась, полагая принятые судебные акты законными и обоснованными.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении дела не поступало, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, регулируется Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Постановлением Избирательной комиссией Республики Дагестан от 15.07.2020 N 93/586-6 назначены выборы в органы местного самоуправления на территориях Республики Дагестан на единый день голосования 13.09.2020.
05.08.2020 ТИК г.ДагОгни, с учетом рекомендаций участникам общероссийского голосования по вопросу проведения единого дня голосования 13.09.2020 по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции, утвержденных Руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан и согласованных с Председателем Избирательной комиссии Республики Дагестан, в соответствии с пунктом 1.4 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13.09.2020, утв. постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24.07.2020 N 260/1916-7 принято постановление N 54-П.
Пунктом 1 постановления установлено, что голосование на выборах депутатов Собрания депутатов ГО "город Дагестанские Огни" седьмого созыва 13.09.2020 проводится с применением дополнительных форм организации голосования в виде досрочного голосования в помещении для голосования и досрочного голосования вне помещения для голосования.
Пунктом 2 постановления установлено, что досрочное голосование в соответствии с предусмотренными пунктом 1 настоящего постановления формами организации голосования проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования: 11 и 12 сентября 2020 года с 8 до 20 часов по местному времени.
Пунктом 3 постановления предусмотрено о содержании постановления довести до сведения избирателей и лиц, указанных в пунктах 1 и 1.2 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также до сведения участковых избирательных комиссий.
Постановление принято единогласно 5 членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, общая численность которой составляет 9 человек, о чем оформлен протокол заседания территориальной избирательной комиссии от 05.08.2-020.
Постановление опубликовано в день издания 05.08.2020 на сайте Избирательной комиссии Республики Дагестан, а также в городской общественно-политической газете "Дагестанские Огни" N 26 от 07.08.2020.
14.09.2020 Постановлением ТИК г. ДагОгни N 98П выборы депутатов Собрания депутатов ГО "город Дагестанские Огни" седьмого созыва признаны состоявшимися и действительными, установлено, что в собрание избрано 22 депутата.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, вышеназванный Федеральный закон, иные федеральные законы, Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Федеральным законом от 23.05.2020 N 154-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 65 федерального закона дополнена пунктом 16, которым предусмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования
Постановлением Центральной избирательной комиссией от 24.07.2020 N 260/1916-7 утвержден Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13.09.2020, пунктом 1.1. которого предусмотрено, что Порядок досрочного голосования разработан в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме на основании абзаца второго пункта 1 и пункта 16 статьи 65, пункта 18 статьи 66 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частей 2 и 13 статьи 82, части 18 статьи 83 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Пунктом 1.2 Порядка предусмотрены дополнительные формы организации голосования: 1) досрочное голосование в помещении для голосования (далее - досрочное голосование в помещении); 2) досрочное голосование вне помещения для голосования (далее - досрочное голосование на дому); 3) досрочное голосование на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах) (далее - досрочное голосование на придомовых территориях); 4) досрочное голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено (далее - досрочное голосование в населенных пунктах).
Пунктом 1.3 Порядка установлено, что досрочное голосование в соответствии с предусмотренными пунктом 1.2 Порядка формами организации голосования проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 8 до 20 часов по местному времени.
Пунктом 1.4 регламентировано, что для категорий выборов, являющихся предметом настоящего спора, формы организации голосования, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1.2 Порядка, применяются по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, а при совмещении выборов, референдума - по решению комиссии, организующей проведение выборов, референдума более высокого уровня.
По настоящему делу оспариваемое постановление принято в соответствии с пунктом 1.4 Порядка, уполномоченной избирательной комиссией, при наличии кворума членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, соответствующим образом опубликовано и принято при наличии оснований, связанных с распространением коронавирусной инфекции, в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав.
В связи с этим судами обоснованно установлено соответствие постановления требованиям действующего законодательства и отсутствие его принятием нарушений прав административных истцов. Кроме того, проведенные при таких условиях выборы были признаны состоявшимися, избирателями отданы свои голоса за участвующих кандидатов, что свидетельствует об отсутствии каких либо препятствий и ограничений при реализации избирательных прав при проведении рассматриваемых досрочных выборов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, нарушили принцип административного судопроизводства и права административного истца, допущено не было. Сторонам были предоставлены исчерпывающие возможности реализовать свое право на судебную защиту, судами верно распределено бремя доказывания по такой категории дел, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием стороны административного истца с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку выводов судов и фактических обстоятельств, что не свидетельствует о наличии оснований для их отмены.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение городского суда города Дагестанские огни Республики Дагестан от 31.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 08.06.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Регионального отделения всероссийской политической партии "Родина" в Республике Дагестан без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12.01.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.