Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сланова Г. Г.
на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 08.07.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19.10.2021
по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю к Сланову Г. Г. о взыскании задолженности на налогу на имущество физических лиц и пени.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю (далее - МИФНС России N 10 по СК) обратилась в суд с требованиями о взыскании с Сланова Г.Г. задолженности на налогу на имущество физических лиц за 2018 год в отношении принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами N, в размере N руб. и N руб, соответственно, а также исчисленной в виду неуплаты пени в N руб, обязанность по уплате которого им не исполнена, несмотря на направленные ему налоговое уведомление и требование об уплате недоимки по нему и начисленных пеней.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 08.07.2021 требования налогового органа удовлетворены в полном объеме. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19.10.2021 решение суда первой инстанции изменено в части размера исчисленной государственной пошлины, в иной части решение оставлено без изменения.
Суды, установив соблюдение налоговым органом процедуры принудительного взыскания обязательных платежей и санкций, со ссылками на нормы Налогового кодекса Российской Федерации, Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.12.2017 N 1122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, 2018 год" (пункт 1736), в соответствии с которым принадлежащий Сланову Г.Г. объект недвижимости с кадастровым номером N включен в перечень объектов недвижимости в отношении которых налоговая база в 2018 году определяется как кадастровая стоимость с применением налоговой ставки 1, 5 %, поскольку данный объект является торговым центром (комплексом) общей площадью свыше 250 кв.м, пришли к выводу об обоснованности требований налогового органа, согласившись с доводами налогового органа об отнесении уплаченных Слановым Г.Г. сумм налогов в 2019 году в иной предшествующий по срокам уплаты период, поскольку при осуществлении платежа им период и вид налога не указан, взыскав также задолженность по объекту с кадастровым номером N по ставке налогообложения 0, 5 % в размере 893 руб.
Не согласившись с постановленными судебными актами, Сланов Г.Г. обжаловал их в кассационном порядке, приведя в обоснование кассационной жалобы доводы о нарушении судами при рассмотрении дел норм материального и процессуального права, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Приводит доводы о том, что им своевременно исполнена налоговая обязанность в отношении спорных объектов, направленное ему налоговое уведомление полностью им оплачено в отношении каждого объекта по ставке 0, 5 %, поскольку отнесение объекта с кадастровым номером N к объектам налогообложения по ставке 1, 5 % является необоснованным.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Данные требования процессуального законодательства судами выполнены.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации регламентированы основания возникновения, обязательства и уплата имущественного налога физическими лицами, в соответствии со статьей 400 которой налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
Сведения об объектах налогообложения предоставляются налоговым органам соответствующими регистрирующими органами.
Уплате налога для физических лиц предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога, при этом налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 52 Кодекса).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и исчисленные в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени в его отношении (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом, в таком считаются полученными по истечении шести дней с даты его направления (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
При неисполнении налоговой обязанности налоговый орган применяет меры по его взысканию в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сланов Г.Г. является собственником имущества: магазина с парикмахерской, кадастровый N, расположенный в "адрес" края, "адрес", кадастровой стоимостью N руб, дата регистрации права 25.04.2005, площадь объекта 310, 8 кв.м; магазина с парикмахерской, кадастровый N, расположен по адресу "адрес" края, "адрес", кадастровой стоимостью N руб, дата регистрации права 19.08.2003, площадь объекта 25, 7 кв.м.
В отношении указанных объектов, в соответствии с положениями, регулируемыми главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Сланов Г.Г. является плательщиком имущественного налога.
Согласно статьям 401, 402, 403 и 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объекта с кадастровым номером N рассчитывается исходя из кадастровой стоимости с применением налоговой ставки 0, 5 %, как в отношении прочих объектов.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.12.2017 N 1122 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых в 2018 году определяется как кадастровая стоимость, пунктом 1736 которого принадлежащий Сланову Г.Г. объект недвижимости с кадастровым номером N включен в перечень объектов недвижимости в отношении которых налоговая база в 2018 году определяется как кадастровая стоимость с применением налоговой ставки 1, 5 %, поскольку данный объект является торговым центром (комплексом) общей площадью свыше 250 кв.м
10.07.2019 МИФНС России N 10 по СК в отношении указанных объектов налогообложения сформировано налоговое уведомление N, в котором исчислены и предъявлены к уплате налоговые обязательства Сланова Г.Г. по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в отношении объекта с кадастровым номером N, исходя из его кадастровой стоимости N руб. с применением налоговой ставки 1, 5 %, в размере N руб, в отношении объекта с кадастровым номером N, исходя из его кадастровой стоимости N руб. с применением налоговой ставки 0, 5 %, в размере N руб, на общую сумму N руб. Уведомлением установлен срок уплаты не позднее 02.12.2019.
Уведомление направлено Сланову Г.Г. по почте заказным письмом 01.08.2019.
После истечения установленных сроков налоговые обязательства за 2018 год остались неисполненными, в связи с чем налоговым органом по состоянию на 09.01.2020 сформировано требование N 90, в котором отражена недоимка по налогу в указанном размере и исчислены к ней пени в размере N руб. Требованием установлен срок добровольной уплаты до 18.02.2020.
По истечении установленных в требовании сроков, в виду неуплаты налогов и пеней за просрочку уплаты, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка N 2 города Ессентуки Ставропольского края с заявлением о вынесении судебного приказа, 14.04.2020 вынесен судебный приказ о взыскании спорных сумм налогов и пени, который определением мирового судьи от 14.04.2020 отменен.
08.09.2020 МИФНС Росси N 10 по СК обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Суды обоснованно удовлетворили требования налогового органа, поскольку по учтённым данным за налогоплательщиком Слановым Г.Г. за 2018 год числиться недоимка по уплате налогов в отношении спорных объектов недвижимого имущества, обязанность по уплате имущественного налога по которым им не исполнена, несмотря на направленное ему налоговое уведомление и требование об их уплате.
В отношении принадлежащего на праве собственности Сланову Г.Г. объекта налогообложения с кадастровым номером N за 2018 год подлежал уплате налог с учетом кадастровой стоимости объекта налогообложения и с применением налоговой ставки 1, 5 %. Утверждение Сланова Г.Г. об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с налоговым законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.12.2017 N 1122 пунктом 1736 указанный объект включен в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых в 2018 году определяется как кадастровая стоимость, доказательства его исключения из Перечня отсутствуют.
Только несогласие налогоплательщика с данным фактом не свидетельствует об отсутствии у него налоговой обязанности по уплате налога по установленной ставке и не ставит для налогового органа в обязанность принять как полностью уплаченный налог при его уплате по ставке 0, 5 %, на что указывает административный ответчик.
Административным ответчиком представлены суду доказательства уплаты им, как он утверждает, налоговых обязательств за 20128 год в отношении каждого объекта по ставке 0, 5 %, - чек-ордер от 20.11.2019 на сумму N руб, плательщик Сланов Г.Г, получатель УФК по Ставропольскому краю МИФНС России N 10 по СК, назначение платежа налоговый платеж.
Поскольку в платежном документе отсутствовало назначение и период платежа, ПК "АИС Налог-3" при выполнении технологического процесса "Проводка операций в КРСБ" в автоматическом режиме данная сумма была зачтена на уплату налога за имущество физических лиц за период 2017 года, в счет погашения имеющейся у Сланова Г.Г. задолженности в хронологическом порядке. В связи с чем суды обоснованно согласились с отсутствием доказательств уплаты налоговых обязательств за 2018 год и наличия недоимки по нему.
По настоящему делу судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены или изменения, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и выводов судов, сводятся к несогласию с принятыми решениями по существу, что не свидетельствует о наличии оснований для их отмены.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 08.07.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19.10.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Сланова Г. Г. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12.01.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.