Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К.
Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дорофеева Д.С. на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 24 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 мая 2021 г.
по административному делу по административному иску Дорофеева Д.С, Дорофеевой В.М, действующей также в защиту интересов несовершеннолетних Дорофеева Г.Д, Дорофеева М.Д, к Администрации города Ставрополя, о признании незаконным постановления от 20 августа 2020 г. N 1397 в части, возложении обязанности выплатить субсидию.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дорофеев Д.С, Дорофеева В.М, действующая также в защиту интересов несовершеннолетних Дорофеева Г.Д, Дорофеева М.Д, обратились в суд с административным иском к Администрации города Ставрополя, о признании незаконным постановления от 20 августа 2020 г. N 1397 в части, возложении обязанности выплатить субсидию.
В обоснование требований указано, что письмом от 31 августа 2020 г. N 08/19-6003с административные истцы уведомлены, что постановлением администрации города Ставрополя от 20 августа 2020 г. N 1397 семья Дорофеевых составом 3 человека исключена из списка участников муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" в связи с достижением Дорофеевым Д.С. и Дорофеевой В.М. возраста 35 лет. Считая обжалуемое постановление незаконным и подлежащим отмене, административные истцы ссылались на Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, указывали, что орган местного самоуправления не доводил ежегодно до них информацию, как того требует законодательство, об их очереди в списках претендентов на получение субсидии, семья Дорофеевых, по их мнению, отодвигалась в очереди, и другие семьи включались в список претендентов на получение субсидии перед ними, тем самым искусственно создавались условия с целью исключения их семьи из списков семей по причине достижения возраста 36 лет.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 24 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 мая 2021 г, административный иск оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе Дорофеева Д.С, поданной 24 ноября 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 1 декабря 2021 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Дорофеев Д.С. и Дорофеева В.М. состоят в зарегистрированном браке с 14 мая 2005 г, в 2008 и 2014 г. в семье родились дети Дорофеев Г.Д. и Дорофеев М.Д.
Постановлением главы города Ставрополя от 24 апреля 2008 г. N 1094 семья Дорофеевых первоначально в составе 2 человек признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2006 - 2008 годы".
Из сводного списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году по Ставропольскому краю, следует, что в него включена семья Дорофеевых под номером 1318/145.
Из сводного списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-1020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году по Ставропольскому краю, следует, что в него включена семья Дорофеевых под номером 1154/102.
По состоянию на 14 июля 2020 г. информация о семье Дорофеевых включена в список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг".
Оспариваемым постановлением администрации города Ставрополя от 20 августа 2020 г. N 1397 семья Дорофеевых исключена из списка участников названной программы в связи с превышением возраста Дорофеевой В.М. и Дорофеева Д.С. 35 лет.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что супруги Дорофеевы достигли предельного возраста участия в программе, в связи с чем утратили право на участие в ней, при этом семья Дорофеевых не имеет первоочередного права на включение в списки молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, а неправомерного их перемещения в списке очередников не допущено.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что правом на получение социальной выплаты в планируемом году обладают те молодые семьи, которые в установленном законом порядке утверждены в списках претендентов на получение социальной выплаты министерством строительства и архитектуры Ставропольского края, однако доказательства об утверждении семьи Дорофеевых в соответствующем списке молодых семей и нахождении в числе первых на получение социальной выплаты, не представлены.
Судебная коллегия с выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается, полагает их соответствующими обстоятельствам дела и основанными на нормах материального права, не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы.
Для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы "Жилище" на 2015- 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
При этом включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, само по себе не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Пунктом 24 названных Правил установлено, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы, что предусмотрено пунктом 26 Правил.
В соответствии с пунктом 27 тех же Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В силу абзаца 2 пункта 27 Правил в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Принимая в совокупности вышеприведенные нормы правового регулирования, исходя из того, что на день формирования органом исполнительной власти списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2020 г, семья Дорофеевых перестала соответствовать установленным требованиям, поскольку возраст Дорофеева Д.С, "данные изъяты" г.р, и Дорофеевой В.М, "данные изъяты" г.р, превысил 36 лет, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемого постановления от 20 августа 2020 г. N 1397.
Суды нижестоящих инстанций верно указали, что факт признания молодой семьи в 2008 г. участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты по состоянию на 2020 г, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов.
Изложенные в жалобе доводы о том, что перед семьей Дорофеевых в списках имелись лица, не имевшие право находится в нем, которые подлежали исключению из списка, о создании этим искусственной недостачи в средствах бюджетов на финансирование всех находящихся в очереди желающих, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, и мотивированно отклонены, с учетом того, что реализация программы и период ожидания претендентов после включения в список зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы, который включает в себя, в том числе лиц, имеющих право на первоочередное получение субсидий. Семья Дорофеевых к такой категории лиц, имеющих право на первоочередное получение субсидии, не отнесена.
Доводы жалобы о том, что органом местного самоуправления в нарушение своих обязанностей не обеспечена ежегодная проверка сведений о молодых семьях, состоявших в числе участников мероприятия целевой программы, что привело, в частности, к исключению семьи Дорофеевых только в 2020 г. (по достижении 40 лет), не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку сохранение в числе молодых семей лиц, чей возраст превысил 35 лет, само по себе не свидетельствует о перерасходе либо недостоверном формировании недостатка финансирования, так как до осуществления социальных выплат проверка соответствия претендентов проводится неоднократно, список семей, которым реально предоставляется субсидия, корректируется, в том числе по признаку возрастного ценза, вплоть до формирования списков претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В целом такие доводы направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой и апелляционной инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Вопреки доводам кассационной жалобы в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 24 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дорофеева Д.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Мурзакова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 января 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.