Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Климовой В.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-301/2021 по иску Ахильгова Р. А. к Министерству внутренних дел по "адрес" о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии и возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты, по кассационной жалобе Ахильгова Р. А. на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В,
УСТАНОВИЛА:
вышеуказанными судебными актами отказано в удовлетворении исковых требований Ахильгова Р.А. к Министерству внутренних дел по "адрес" о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии и возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты.
В кассационной жалобе Ахильгов Р.А. просил отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Ахильгов Р.А. проходил службу в органах внутренних дел в звании лейтенанта полиции.
В период прохождения службы на основании поданного истцом Ахильговым Р.А. ДД.ММ.ГГГГ рапорта, решением жилищно - бытовой комиссии МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом N, Ахильгов Р.А. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из 2-х человек (он и супруга). Полагая дату постановки на учёт подлежащей изменению с учётом даты подачи им соответствующего рапорта, истец, указывая на длительность рассмотрения его рапорта 20 месяцев, просил суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии, оформленное в виде протокола N от ДД.ММ.ГГГГ, и возложить на ответчика обязанность поставить его на учет для получения социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что постановка истца на учет для получения единовременной социальной выплаты произведена жилищно - бытовой комиссией МВД по "адрес" с соблюдением требований пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила), поскольку решение принято комиссией в установленный срок после подачи истцом полного перечня документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, подтверждающих право заявителя на получение указанной выплаты, которые не были приложены к рапорту о постановке на учёт для получения социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
В силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-Ф право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления сотрудникам единовременной выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи. В случае, если по независящим обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "а" названного пункта), копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи (подпункт "б" названного пункта), копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака) (подпункт "в" названного пункта), копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника (подпункт "г" названного пункта), справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении (подпункт "д" названного пункта), копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункт "е" названного пункта), копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации) (подпункт "ж" названного пункта), копия документа, удостоверяющего статус Героя Российской Федерации (в случае если сотрудник удостоен звания Героя Российской Федерации) (подпункт "з" названного пункта), копия документа, подтверждающего участие в боевых действиях на территории Афганистана (в случае если сотрудник является
ветераном боевых действий на территории Афганистана) (подпункт "и" названного пункта).
Копии документов, указанные в п. 5 Правил, должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации или представлены с предъявлением подлинников документов (п. 6 Правил).
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия, п. 10 Правил).
Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (пп. "в" п. 14, п. 10, п. 15 Правил).
Согласно п. 16 Правил, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий.
На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом при определении порядка очередности учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. При этом дата издания распоряжения об утверждении решения комиссии о принятии (отказе в принятии) на учет не влияет на очередность предоставления социальной выплаты.
Из материалов дела следует, что Ахильгов Р.А. обратился с рапортом на имя министра внутренних дел по "адрес" о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63-64). Данный рапорт содержит перечень прилагаемых к рапорту документов, а также имеет отметку о принятии рапорта и приложенных к нему документов ОДиР МВД по РИ датой ДД.ММ.ГГГГг.
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия) (пункт 10 Правил).
При выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их сотруднику с указанием причин возврата (пункт 12 Правил).
Таким образом, правовое значение для определения момента возникновения у сотрудника органа внутренних дел права на получение единовременной социальной выплаты имеет дата приема его соответствующего заявления и приложенных к заявлению документов, отражаемая в регистрационном журнале комиссии по предоставлению данной выплаты сотрудникам, которая в двухмесячный срок с даты подачи заявления принимает решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет, и в случае принятия сотрудника на учет, он подлежит постановке на учет с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии решением руководителя органа исполнительной власти.
Между тем, представленные Ахильговым Р.А. документы не были возвращены комиссией, напротив, решением жилищно - бытовой комиссии МВД по "адрес" Ахильгов Р.А. на основании вышеуказанного рапорта от ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ, на основании представленного им пакета документов.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что в апреле 2014 года он вступил в брак, состав его семьи изменился. Согласно материалам дела в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника тыла МВД по РИ сотрудник Ахильгов Р.А. представлял к учетному делу дополнительные документы, отражающие актуальную информацию.
Вместе с тем, ссылаясь только на пояснения представителя ответчика о недостаточности приложенных к рапорту в 2013 году докумнетов для его рассмотрения жилищной комиссией, суд первой инстанции не дал надлежащей оценки доводам истца о том, что представленный истцом Ахильговым Р.А. ДД.ММ.ГГГГ пакет документов являлся достаточным для принятия решения жилищной комиссией в установленный законом срок.
Суд, возложив на истца процессуальную обязанность по опровержению устных пояснений представителя ответчика, не учел, что дата приема соответствующего заявления сотрудника и приложенных к нему документов зафиксирована на рапорте, и также должна быть отражена в регистрационном журнале комиссии по предоставлению данной выплаты сотрудникам, который не был исследован судом.
При условии подачи в 2013 году рапорта о постановке на учет с документами, дополнительного предоставления докумнетов, отражающих актуальную информацию о нуждаемости и об изменении состава семьи в октябре 2014 года, и принятия жилищной комиссией положительного решения в декабре 2014 года, вывод суда о правильности даты постановки на учет датой решения о принятии на учет, ошибочен.
Когда именно Ахильговым Р.А. был предоставлен необходимый пакет документов в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения судом не установлено. Тогда как именно факт обращения Ахильгова Р.А. с рапортом о постановке на учет с предоставлением полного пакета документов, а также наличие нуждаемости истца Ахильгова Р.А. на момент подачи рапорта в улучшении жилищных условий, имеет юридическое значение при рассмотрении настоящего спора.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 04.02.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 15.07.2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Климова В.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.