Председатель Первого кассационного суда общей юрисдикции Н.Н. Подкопаев, рассмотрев жалобу Нусайриева Х.И. на вступившее в законную силу постановление судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 13 февраля 2020 года, вынесенное в отношении Нусайриева Х.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 13 февраля 2020 года Нусайриев Х.И. признан виновным и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе Нусайриев Х.И. просит изменить постановление судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 13 февраля 2020 года, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации.
Утверждает, что данного административного правонарушения не совершал. На момент привлечения к административной ответственности имел действующий патент. Оплату налога за данный патент, в виде фиксированного авансового платежа, совершал регулярно. Последний платеж совершил 26 января 2020 года, тем самым продлив срок действия патента и срок временного пребывания в Российской Федерации до 26 февраля 2020 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Основанием для привлечения Нусайриева Х.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении 58УВ N 606243 от 12 февраля 2020 года и в обжалуемом постановление судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 13 февраля 2020 года выводы о том, что 12 декабря 2020 года в 07 час. 30 мин. сотрудниками ОМВД России по г. Кузнецку Пензенской области в ходе проведения оперативно-профилактического мероприятия на территории Российской Федерации по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, на трасе Москва-Самара, 752 км был выявлен гражданин республики Таджикистан Нусайриев Х.И, допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении с 6 февраля 2020 года от выезда из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания.
Данные обстоятельства, указанные в протоколе, послужили основанием для привлечения Нусайриева Х.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с состоявшимся по делу судебным постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется, в том числе Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ к числу документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации относятся миграционная карта и патент.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ определено, что патентом является документ, подтверждающий в соответствии с названным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных этим законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных данным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 данного закона, за исключением случаев, предусмотренных этим законом (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не требуется.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ)
Как усматривается из материалов дела и приложенных к настоящей жалобе документов, гражданин Республики Таджикистан Нусайриев Х.И. прибыл на территорию Российской Федерации 14 февраля 2019 года и встал на миграционный учет по месту пребывания на территории Российской Федерации по адресу: Россия, г. Москва, ул. Главмосстроя, д. 10, кв. 245, сроком до 29 мая 2019 года.
В материалах дела имеются сведения о проверке гражданина Республики Таджикистан Нусайриева Х.И. по учетам базы данных СПО "Мигрант-1" АС ЦБДУИГ, согласно которым 27 марта 2019 года иностранным гражданином получен патент на осуществление трудовой деятельности в городе Москве N серия 77 N 1900978468 от 27 марта 2019 года (л.д. 50).
Указанные обстоятельства подтверждаются приложенной к настоящей жалобе копией патента N 1900978468 от 27 марта 2019 года, выданного Нусайриеву Х.И. отделом внешней трудовой миграции УВМ ГУ МВД России по городу Москве (л.д.59), и квитанциями (чек-ордерами) за 27 декабря 2019 года и 26 января 2020 года, подтверждающими оплату плательщиком Нусайриевым Х.И. патента для иностранных граждан (л.д. 60).
В этой связи, не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что на момент обнаружения правонарушения у Нусайриева Х.И. отсутствовал патент на осуществление трудовой деятельности.
Таким образом, в рассматриваемом случае безусловный вывод о наличии в действиях привлекаемого к ответственности лица объективной стороны вменяемого ему состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 указанного Кодекса, из представленных доказательств с очевидностью не следует.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 13 февраля 2020 года, вынесенное в отношении Нусайриева Х.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 13 февраля 2020 года, вынесенное в отношении Нусайриева Х.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель суда Н.Н. Подкопаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.