Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2022 г. по делу N 16-763/2022-
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Вейсбрут О Г на вступившие в законную силу постановление судьи Козельского районного суда Калужской области от 3 июля 2020 года, решение судьи Калужского областного суда от 17 июня 2021 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Вейсбрут ОГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Козельского районного суда Калужской области от 3 июля 2020 года индивидуальный предприниматель Вейсбрут О.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Решением судьи Калужского областного суда от 17 июня 2021 года указанное постановление судьи районного суда отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Вейсбрут О.Г. просит отменить судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия в ее действиях события и состава правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (положения, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Вейсбрут О.Г. к административной ответственности) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности, постановление Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 "О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы Калужской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - постановление Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200).
Согласно пункту 8.5.2 постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 на территории Калужской области временно с 00 час. 00 мин. 28 марта по 24 час. 00 мин. 31 мая 2020 года приостановлена работа торговых, торгово-развлекательных центров и иных объектов розничной торговли.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Основанием для вынесения судьей районного суда постановления о назначении Вейсбрут О.Г. административного наказания по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил тот факт, что она 4 мая 2020 года в 14 час.04 мин. в торговом доме "Водолей" по адресу: Калужская область, г.Козельск, ул.Большая Советская 30 в период действия режима повышенной готовности в нарушение требований пункта 8.5.2 постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N200 осуществляла деятельность по реализации бытовой техники и иных товаров розничной торговли.
Отменяя постановление судьи районного суда и прекращая производство по делу, судья Калужского областного суда указал, что в соответствии с пунктом 8.5.3 постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 ограничения, установленные пунктами 8.5.1, 8.5.2, не распространяются, в том числе на организации, индивидуальных предпринимателей, осуществляющие (их) реализацию товаров первой необходимости, указанных в перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 762-р.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 762-р утвержден Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, в который входят, в числе прочего, средства индивидуальной защиты, салфетки влажные, салфетки сухие, шампунь детский.
Пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 762-р установлено, что при реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в Перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в Перечень.
В ходе производства по делу и при рассмотрении дела судьей районного суда заявитель Вейсбрут О.Г. указывала, что в период действия режима повышенной готовности помимо бытовой техники реализовывала товары, включенные в Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 762-р, в связи с чем не была обязана приостанавливать свою деятельность.
В подтверждение указанных доводов заявитель ссылалась на выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, согласно которой одним из видов ее деятельности является розничная торговля предметами личной гигиены в специализированных магазинах; копии расчетных документов о закупке из указанного перечня салфеток влажных, мыла туалетного, бумаги туалетной, дезинфицирующих средств.
Исходя из изложенного, судьей областного суда сделан вывод, что акт осмотра от 4 мая 2020 года и фотоматериал к нему не позволяют сделать однозначный вывод о том, что на момент проведения осмотра в магазине не осуществлялась реализация товаров, включенных в Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 762-р.
Оснований не согласиться с выводами судьи Калужского областного суда не имеется.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Принимая решение о прекращении производства по делу в отношении индивидуального предпринимателя Вейсбрут О.Г. в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, судья областного суда указал конкретные фактические обстоятельства, на основании которых пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих вину заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения, изложил доводы в обоснование принятого решения, не согласиться с которыми оснований не имеется, как и не имеется оснований для иной правовой оценки послужившими поводами для прекращения производства по делу, помимо тех, которыми руководствовался суд второй инстанции при принятии решения по данному делу.
Следует учесть, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова", лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение судьи Калужского областного суда от 17 июня 2021 года отменено быть не может.
Что касается доводов жалобы об отмене постановления судьи Козельского районного суда Калужской области от 3 июля 2020 года, то оно решением судьи областного суда признано незаконным и отменено.
Таким образом, в данном случае отсутствует предмет обжалования; возможность пересмотра постановления судьи районного суда исключена.
В связи с изложенным, жалоба индивидуального предпринимателя Вейсбрут О.Г. в указанной части подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Калужского областного суда от 17 июня 2021 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Вейсбрут О Г по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Вейсбрут О Г - без удовлетворения.
Жалобу индивидуального предпринимателя Вейсбрут О Г в части несогласия с постановлением судьи Козельского районного суда Калужской области от 3 июля 2020 года оставить без рассмотрения по существу.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.