Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу защитника Горбулина М.В. (далее - Горбулин М.В.), действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "ЭКОТЕКС", на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора от 17 декабря 2020 г., решение судьи Промышленного районного суда города Курска от 6 апреля 2021 г. и решение судьи Курского областного суда от 17 июня 2021 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЭКОТЕКС" (далее - ООО "ЭКОТЕКС") по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора от 17 декабря 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Промышленного районного суда города Курска от 6 апреля 2021 г. и решением судьи Курского областного суда от 17 июня 2021 г, ООО "ЭКОТЕКС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Горбулин М.В, действуя в интересах ООО "ЭКОТЕКС", просит отменить названные акты, приводя доводы об их незаконности.
ООО "ЭКОТЕКС", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на неё не представило.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "ЭКОТЕКС" к административной ответственности) сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 данного Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 названого Федерального закона.
Согласно части 1 статья 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля (часть 3 статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ за непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Частями 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Как усматривается из материалов дела, должностными лицами Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора на основании приказа врио руководителя названного органа от 3 ноября 2020 г. N проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ЭКОТЕКС" с целью контроля исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 27 января 2020 г. N и от 17 июля 2020 г. N.
По результатам проведенной проверки 4 декабря 2020 г. в 16 часов 00 минут установлен факт умышленного искажения и сокрытия ООО "ЭКОТЕКС" достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду от 5 августа 2020 г. вх. N, а именно: в пункте IV Декларации о негативном воздействии на окружающую среду в расчете нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу сокрыты данные по следующем веществам: этиловый спирт и этилацетат (источник N): пропаналь, акролеин и этилацетат (источник N). Также в представленной декларации значится, что на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух N и N в июле 2020 г. проводился отбор проб загрязняющих веществ, однако данные источники на основании решения Промышленного районного суда города Курска от 5 февраля 2020 г. по гражданскому делу N в отношении ООО "ЭКОТЕКС" были опломбированы судебным приставом-исполнителем, следовательно, не осуществляли выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух и на данных источниках выбросов невозможно было провести инструментальные замеры.
По результатам анализов отобранных проб промышленных выбросов установлено наличие в выбросах веществ отсутствующих в нормативах допустимых выбросов (НДВ), установленных декларацией о негативном воздействии на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ вх. N К3131.
Так, 19 ноября 2020 г. и 30 ноября 2020 г. филиалом "ЦЛАТИ по Курской области" был произведен отбор проб промышленных выбросов от стационарных источников ООО "ЭКОТЕКС", а именно из трубы, сушильной машины DMS-05 источник 0003 и из трубы сушильной машины DMS-05 источник 0004 (протокол отбора проб промвыбросов от 19 ноября 2020 г. N, протокол результатов исследований, измерений от 27 ноября 2020 N, протокол отбора проб промвыбросов от 30 ноября 2020 г. N, протокол результатов исследований, измерений от 2 декабря 2020 N), согласно которым зафиксирован выброс этилацетата, пропаналя, этилового спирта и акролеина, которые не включены в нормативы допустимых выбросов (НДВ), установленных декларацией о негативном воздействии на окружающую среду от 5 августа 2020 г. вх. N.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО "ЭКОТЕКС" постановлением должностного лица от 17 декабря 2020 г. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев жалобу, поданную заявителем на постановление должностного лица в порядке статей 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда с выводами должностного лица согласился и оставил указанный акт без изменения.
Защитник Горбулин М.В, действуя в интересах ООО "ЭКОТЕКС", обратился с жалобой на указанные постановление и решение в Курский областной суд в порядке, предусмотренном статьями 30.9, 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Курского областного суда от 17 июня 2021 г. состоявшиеся по делу акты оставлены без изменения.
Вместе с тем, выводы судебных инстанций о доказанности совершения обществом указанного административного правонарушения, являются преждевременными.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "ЭКОТЕКС" Горбулин М.В. указывает о том, что основанием для привлечения общества к административной ответственности послужили, в том числе протоколы результатов исследований, измерений филиала "ЦЛАТИ по Курской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 27 ноября 2020 г. N и от 2 декабря 2020 г. N. Вместе с тем, взамен протокола от 2 декабря 2020 г. N филиалом "ЦЛАТИ по Курской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" выдан протокол от 24 марта 2021 г. N, протокол от 2 декабря 2020 г. N аннулирован. Протокол от 27 ноября 2020 г. N филиалом "ЦЛАТИ по Курской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" дополнен протоколом от 24 марта 2021 г. N.
В ходе производства по делу по ходатайству защитника Горбулина М.В. к материалам дела приобщены указанные протоколы филиала "ЦЛАТИ по Курской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 24 марта 2021 года N и от 24 марта 2021 года N, а также сопроводительные письма к ним.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела указанные обстоятельства правовой оценки не получили.
С учетом изложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Промышленного районного суда города Курска от 6 апреля 2021 г. и решение судьи Курского областного суда от 17 июня 2021 г. подлежат отмене как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело с жалобой защитника Горбулина М.В, действующего в интересах ООО "ЭКОТЕКС", на постановление должностного лица подлежит возвращению на новое рассмотрение в Промышленный районный суд города Курска.
При новом рассмотрении данного дела суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административных правонарушениях, в их совокупности, дать оценку всем приведенным выше и иным представленным участниками процесса доводам и доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Промышленного районного суда города Курска от 6 апреля 2021 г. и решение судьи Курского областного суда от 17 июня 2021 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЭКОТЕКС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение в Промышленный районный суд города Курска.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.