Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" Старикова П.В. (далее - Стариков П.В.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 8 Октябрьского района города Пензы от 16 марта 2021 г. и решение судьи Октябрьского районного суда города Пензы от 27 мая 2021 г., вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Октябрьского района города Пензы от 16 марта 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда города Пензы от 27 мая 2021 г, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области Стариков П.В. просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности.
Заявленное ходатайство о восстановлении срока обжалования удовлетворению не подлежит, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен срок для подачи жалобы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 названного Кодекса.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области к административной ответственности) невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель в том числе обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель среди прочего обязан обеспечить: недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н утверждены и введены в действие с 1 января 2012 года: перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), согласно приложению N 1; перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению N 2.
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом Государственной инспекции труда в Пензенской области на основании распоряжения заместителя руководителя указанного органа проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
По результатам проведенной проверки 22 июля 2020 г. составлен акт N, в котором отражены выявленные нарушения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
22 июля 2020 г. главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Пензенской области ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области выдано предписание N об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно которому предписано в срок (с учётом неоднократного продлении первоначального срока) до 29 января 2021 г. отстранить от работы: рабочего по обслуживанию в бане, указанного в пункте 2; парикмахера, указанного в пункте 3; поваров, указанных в пункте 4; резчика пищевой продукции, указанного в пункте 5; кухонных работников, указанных в пункте 6; обвальщика мяса, указанного в пункте 7; электромонтера по обслуживанию электроустановок, указанного в пункте 8; чистильщиков канализационных тоннелей и каналов, указанных в пункте 9; формовщика теста, указанного в пункте 10; водителей автомобиля, указанного в пункте 11; уборщиков производственных и служебных помещений, указанных в пункте 12; швей, указанных в пункте 13; пекарей, указанных в пункте 14, как непрошедших обязательный медицинский осмотр, а также обеспечить прохождение каждым из названных работников обязательного медицинского осмотра.
Однако, в установленный срок предписание от 22 июля 2020 г. N в полном объеме не исполнено ввиду невыполнения пунктов 2 - 14.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 4 февраля 2021 г. (л.д. 3-9); распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки от 1 февраля 2021 г. (л.д. 15-18); актом проверки органом государственного надзора юридического лица/индивидуального предпринимателя от 4 февраля 2021 г. (л.д. 19-24); предписанием об устранении выявленных нарушений от 22 июля 2020 г. (л.д. 25-32); определениями о продлении срока исполнения предписания от 6 октября 2020 г, от 27 ноября 2020 г. (л.д. 40-41, 44-45), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении данного дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совершенное ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области деяние правильно квалифицировано по части 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не представлено.
Предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вынесено уполномоченным должностным лицом, основано на установленных обстоятельствах и соответствует нормам в сфере трудового законодательства Российской Федерации.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели судебное разбирательство, разрешили все заявленные ходатайства, всесторонне, полно и объективно выяснили обстоятельства дела создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в судебных актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области в совершении административного правонарушения.
Вина ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объективно подтверждена собранными по делу доказательствами, которые получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержат каких-либо существенных и неустранимых противоречий.
Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, оснований оспаривать которую не имеется.
Приведённые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы, в том числе о применении положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, аналогичны доводам, которые являлись предметом исследования и оценки судов предыдущих инстанций, обоснованно были признаны несостоятельными с привидением подробных мотивов в обжалуемых актах. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.
Доводы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых актов, не опровергают наличие в действиях ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области состава административного правонарушения, предусмотренного часть 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 8 Октябрьского района города Пензы от 16 марта 2021 г. и решение судьи Октябрьского районного суда города Пензы от 27 мая 2021 г, вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" Старикова П.В. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.