Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Вишневской В.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 22 сентября 2021 года гражданское дело по иску Колывановой М.В, Малацай О.М, Хухаревой Д.В. к Приволжскому таможенному управлению об обжаловании дисциплинарного взыскания, по кассационной жалобе Приволжского таможенного управления на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 16 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 13 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, объяснения представителя Приволжского таможенного управления - Сафоновой К.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Колыванова М.В, Малацай О.М, Хухарева Д.В. обратились в суд с иском к Приволжскому таможенному управлению об обжаловании дисциплинарного взыскания.
Решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 16 сентября 2020 года признаны незаконными приказы Приволжского таможенного управления N 491-КМ, N 492-КМ, N 622-КМ от 19 мая 2020 года о наложении взысканий. На Приволжское таможенное управление возложена обязанность рассмотреть вопрос о выплате Колывановой М.В, Малацай О.М, Хухаревой Д.В. предусмотренных действующим законодательством премий и поощрений, в связи с отменой приказов о наложении дисциплинарных взысканий. С Приволжского таможенного управления в пользу Колывановой М.В, Малацай О.М, Хухаревой Д.В. взысканы расходы на юридические услуги по 5000 руб. в пользу каждой, в удовлетворении остальной части исковых требований оказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 8 декабря 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Колывановой М.В, Малацай О.М, Хухаревой Д.В. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 мая 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 8 декабря 2020 года в части отменены решения Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 16 сентября 2020 года о частичном удовлетворении исковых требований Колывановой М.В. к Приволжскому таможенному управлению и отказа в удовлетворении требований отменено, гражданское дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 13 июля 2021 года решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Колывановой М.В. к Приволжскому таможенному управлению о признании незаконным приказа Приволжского таможенного управления N 492-КМ от 19 мая 2020 года о наложении взыскания, возложении обязанности на Приволжское таможенное управление рассмотреть вопрос о выплате Колывановой М.В, предусмотренных действующим законодательством премий и поощрений, в связи с отменой приказов о наложении дисциплинарных взысканий, взыскании с Приволжского таможенного управления в пользу Колывановой М.В. расходов на юридические услуги в размере 5000 руб. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Приволжского таможенного управления просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить в части удовлетворения исковых требований Колывановой М.В, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В суд кассационной инстанции поступил отзыв представителя Приволжской транспортной прокуратуры, доводы которого направлены в поддержку кассационной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Одной из важнейших мер по противодействию коррупции является недопущение конфликта интересов на государственной гражданской службе.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью, указанной в части 1 настоящей статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.
Согласно статье 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Данным нормам корреспондируют положения Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".
Обязанность государственного гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта закреплена пунктом 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 59.2 названного Федерального закона установлено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: 1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; 2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; 3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; 4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности; 5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; 6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий (часть 2 статьи 59.2 указанного Федерального закона).
Названные взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения (часть 3 статьи 59.3) (в редакции Федерального закона от 03 августа 2018 года N 307-ФЗ).
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 2 статьи 59.3).
Таким образом, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) связанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Колыванова М.В. с 25 марта 2019 года по 31 декабря 2019 года осуществляла педагогическую деятельность на базе ООО "Региональный таможенный представитель", при этом являлась должностным лицом Приволжского таможенного управления.
В марте 2019 года Колыванова М.В. направила на имя начальника Приволжского таможенного управления уведомление по утвержденной форме, в котором сообщила о своем намерении проводить на базе ООО "Региональный таможенный представитель" информационно-семинарские занятия по подготовке новых участников ВЭД и повышению квалификации таможенных представителей, об отсутствии конфликта интересов и обязалась соблюдать положения Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.
Между истцом и ООО "Региональный таможенный представитель" 25 марта 2019 года заключен договор N ПНН/2019/188 на выполнение информационно-семинарских услуг, который стороны договора исполнили, при этом в своей служебной деятельности в качестве государственного служащего и должностного лица Приволжского таможенного управления истец с ООО "Региональный таможенный представитель" по вопросам служебной необходимости не взаимодействовала и не реализовывала функций управления в связи с их отсутствием.
19 мая 2020 года приказом Приволжского таможенного управления N 492-КМ за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении требований части 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции": не уведомлении Колывановой М.В. представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов, на основании пункта 1 статьи 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", главному государственному таможенному инспектору отдела таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля Управления Колывановой М.В. объявлено замечание.
Основанием для вынесения приказа явилось письмо Приволжской транспортной прокуратуры, согласно которому Колыванова М.В. в 2017-2019 годы на основании заключенных договоров гражданско-правового характера оказывала возмездные услуги ООО "Региональный таможенный представитель", что могло повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею должных обязанностей при принятии решений в отношении данного общества, то есть приводило к конфликту интересов.
При этом 12 марта 2020 года постоянно действующей комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Приволжского таможенного управления установлено соблюдение Колывановой М.В. требований к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов.
Принимая решение об удовлетворении требований Колывановой М.В, суд первой инстанций, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, исходил из того, что по результатам проверки постоянно действующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Приволжского таможенного управления установлено соблюдение ею требований к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов, в связи с чем, принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о возможном возникновении конфликта интересов, пришел к выводу об отсутствии оснований для применения в отношении Колывановой М.В. дисциплинарного взыскания.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы, являвшиеся предметом проверки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 16 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 13 июля 2021 года в части удовлетворения исковых требований Колывановой М.В. оставить без изменения, кассационную жалобу Приволжского таможенного управления - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.