Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Шеховцовой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием веб-конференции поступившее 25 октября 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Колбасовой В.Н. к администрации муниципального образования Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области, администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район Тульской области о назначении доплаты к пенсии, по кассационной жалобе Колбасовой В.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 7 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, объяснения Колбасовой В.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Колбасова В.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области, администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район Тульской области о назначении доплаты к пенсии.
Решением Щекинского районного суда Тульской области от 2 февраля 2021 года на администрацию муниципального образования Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области возложена обязанность назначить Колбасовой В.Н. предусмотренную пунктом 1 статьи 2 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 609-ЗТО "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" ежемесячную доплату к пенсии с 14 ноября 2017 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 7 июля 2021 года решение Щекинского районного суда Тульской области от 2 февраля 2021 года отменено, постановлено новое решение, которым Колбасовой В.Н. в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Колбасова В.Н. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 7 июля 2020 года отменить, оставить без изменения решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу представители администрации муниципального образования Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области, администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район Тульской области просят судебное постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
На территории Тульской области принят и действует Закон Тульской области от 25 июля 2005 года N 609-ЗТО "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности в Тульской области", регулирующий правоотношения, связанные с установлением ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области, за счет средств бюджета области и местных бюджетов соответственно.
В соответствии с пунктом 1-1 статьи 2 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 609-ЗТО Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 609-ЗТО право на доплату к пенсии в соответствии с уставом муниципального образования имеют лица, освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), осуществлявшие не менее одного года полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигшие пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) или потерявшие трудоспособность, за исключением лиц, освобожденных от замещаемой муниципальной должности по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6-9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, Колбасова В.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 10 июня 2000 года по 10 января 2006 года занимала должность главы Мининской сельской администрации, с 11 января 2006 года по 30 сентября 2013 года должность главы муниципального образования Алексеевское Тепло-Огаревского района.
17 февраля 2013 года Собрание депутатов муниципального образования Алексеевское Тепло-Огаревского района в своем решении N 40-1 согласилось с инициативой администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район о преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Тепло-Огаревского района, путем объединения муниципального образования Алексеевское Тепло-Огаревского района, муниципального образования Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района и муниципального образования Покровское Тепло-Огаревского района с созданием вновь образованного муниципального образования, которому установить наименование муниципального образования Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района.
На основании закона Тульской области от 1 апреля 2013 года N 1914-ЗТО преобразованы муниципальные образования на территории Тепло-Огаревского района Тульской области и внесены изменения в Закон Тульской области "О переименовании муниципального образования "Тепло-Огаревский район Тульской области", установлены границы, наделены статусом и определены административные центры муниципальных образований на территории Тепло-Огаревского района Тульской области.
В связи с преобразованием муниципальных образований Алексеевское Тепло-Огаревского района, Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района и Покровское Тепло-Огаревского района путем их объединения, решением Собрания депутатов 1-го созыва муниципального образования Волчье-Дубравское от 23 сентября 2013 года N 1-8 полномочия главы муниципального образования Алексеевске Тепло-Огаревского района Колбасовой В.Н. прекращены досрочно со дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района.
С 13 мая 2014 года Колбасовой В.Н. назначена пенсия по старости со снижением общеустановленного возраста на три года, за проживание в зоне радиоактивного загрязнения на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
14 ноября 2017 Колбасова В.Н. обратилась в администрацию МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района с заявлением о ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости, как лицу, замещавшему муниципальную должность в Тульской области, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Тульской области от 25 июля 2005 N 609-ЗТО "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области".
Администрация МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района отказала в назначении доплаты, в связи с тем, что согласно пункту 1-1 статьи 2 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 609-ЗТО "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" право на доплату к пенсии имеют лица, освобожденные с должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), осуществлявшие не менее одного года полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигшие пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) или потерявшие трудоспособность.
В связи с тем, что на момент прекращения полномочий Колбасова В.Н. не достигла пенсионного возраста, основания для принятия решения о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Законом Тульской области от 25 июля 2005 года N 609-ЗТО "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" отсутствуют.
Принимая решение о возложении на ответчика обязанности назначить истцу ежемесячную денежную доплату к страховой пенсии, суд исходил из незаконного отказа в назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, как лицу, замещавшему муниципальную должность в Тульской области, поскольку на дату прекращения Колбасовой В.Н. полномочий главы муниципального образования Алексеевское Тепло-Огаревского района действовал Закон Тульской области от 25 июля 2005 года N 609-ЗТО, гарантировавший лицам, замещавшим муниципальную должность право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, в том числе и, в случае достижения ими пенсионного возраста после освобождения муниципальной должности в связи с прекращением полномочий.
Как указал суд, то обстоятельство, что, редакция статьи 2 Закона Тульской области N 609-ЗТО от 4 октября 2010 прекратила свое действие на момент обращения Колбасовой В.Н. к ответчику за назначением доплаты к пенсии, не может лишать истца приобретенных прав и снижать уровень ее социальной защищенности.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия, с учетом установленных по делу обстоятельств, проанализировав представленные доказательства, исходила из того, что Тульская областная Дума была вправе решать вопрос об изменении порядка и условий предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим муниципальные должности в субъекте Российской Федерации, ранее назначенного дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, что и было сделано при принятии Закона Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО, которым статья 2 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 609-ЗТО дополнена пунктом 1-1.
Учитывая содержание пункта 1-1 статьи 2 Закона Тульской области о том, что право на доплату к пенсии в соответствии с уставом муниципального образования имеют лица, освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), осуществлявшие не менее одного года полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигшие пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) или потерявшие трудоспособность, за исключением лиц, освобожденных от замещаемой муниципальной должности по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и впоследствии Закон Тульской области от 25 октября 2018 N 83-ЗТО, в редакции которого право на доплату к пенсии имеют лица, достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по муниципальной должности, судебная коллегия пришла к правильному выводу об отсутствии у истца права ежемесячную доплату к пенсии.
Судом обоснованно указано на то, что установленная Законом Тульской области от 25 июля 2005 N 609-ЗТО ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в Тульской области, является дополнительной социальной гарантией и введение новой редакции пункта 1 и пункта 1-1 статьи 2 указанного Закона осуществлено Тульской областной Думой в пределах полномочий, предоставленных ей федеральным законом, и последнему не противоречит.
Также судебная коллегия правомерно сослалась на то обстоятельство, что вопрос о законности положений Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 609-ЗТО, в частности, пункта 1-1 статьи 2, проверялся в порядке нормоконтроля, что следует из решения Тульского областного суда от 23 января 2017 года, апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2017 года N 38-АПГ17-1 и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2017 года N 2716-О.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца и возложении на ответчика обязанности производить доплату к пенсии, поскольку ежемесячная доплата к пенсии в данном случае относится к дополнительным гарантиям в связи с прекращением, а не в связи с исполнением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе.
Судом апелляционной инстанции дана оценка доводам истца, ссылавшегося на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 N 2-П, в котором указано, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются, в связи с чем обоснованно указано на то, что истец не относится к лицам, на которых распространяется данное правовое регулирование, так как право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии она получила только после получения права на пенсию, в связи с достижением пенсионного возраста. (после внесения изменений в закон Тульской области)
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значимые для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилсудебное решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом проверки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены апелляционного определения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 7 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Колбасовой В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.