Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-132/2021 по иску Штепина Евгения Сергеевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о взыскании оплаты за сверхурочную работу, по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 15 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, представителя ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области Макарову А.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения истца Штепина Е.С, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Штепин Е.С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области) о взыскании оплаты за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы служебного времени в количестве 1002 часов за 2017-2020 годы в сумме 205 592 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел, с 19 октября 2020 года уволен и является получателем пенсии по выслуге лет. В период исполнения своих служебных обязанностей он работал сверх установленного времени, режим работы устанавливался графиком сутки через двое. За 2017-2020 годы переработка составила 1002 часа (125 дней), оплату за которую он не получил.
Решением Копейского городского суда Челябинской области от 15 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 апреля 2021 года, с ГУ МВД России по Челябинской области в пользу Штепина Е.С. взыскана денежная компенсация за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2020 год в размере 29 713 руб. 20 коп. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
В кассационной жалобе представитель ГУ МВД России по Челябинской области ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает доводы кассационной жалобы обоснованными, поскольку при рассмотрении настоящего дела судами допущено неправильное применение норм материального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Штепин Е.С. проходил службу в органах внутренних дел с 01 сентября 1994 года по 19 октября 2020 года, в том числе с 29 марта 2017 года - в должности инспектора группы обеспечения внутреннего и пропускного режима Центра временного содержания иностранных граждан.
Согласно приказу ГУ МВД России по Челябинской области N 2393 лс от 14 октября 2020 года Штепин Е.С. уволен со службы в органах внутренних дел на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
При увольнении Штепину Е.С. выплачено единовременное пособие в размере 7 окладов денежного содержания, компенсация за 10 неиспользованных дополнительных дней отпуска за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях за 2018 год, за 10 неиспользованных дополнительных дней отпуска за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях за 2019 год.
Табелями учета служебного времени сотрудников Центра временного содержания подтверждается и не оспаривалось ответчиком, что в 2017 года истцом исполнялись служебные обязанности сверх нормы служебного времени в количестве 79 часов, в 2018 году - 8 часов, в 2019 году - 137 часов.
Приказы на выплату Штепину Е.С. денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 2017 по 2020 годы в бухгалтерию ГУ МВД России по Челябинской области не поступали.
Разрешая требования истца и отказывая во взыскании компенсации за сверхурочную работу за период с 2017 год по 2019 год суд, с учетом соответствующего заявления ответчика, пришел к выводу о пропуске Штепиным Е.С. трехмесячного срока обращения в суд, установленного частью 4 статьи 72 Федерального закона N 342-ФЗ, поскольку иск, направленный по почте 06 ноября 2020 года, поступил в суд 10 ноября 2020 года, тогда как о нарушении своего права на получение указанной компенсации истец должен был знать по истечении учётного периода, не превышающего один год.
Поскольку апелляционная жалоба не содержала доводов о незаконности указанных выводов суда первой инстанции, решение в данной части не было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции, рассматривая исковые требования Штепина Е.С. и частично удовлетворяя иск о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2020 год, пришел к выводу, что за 2020 год заявительный порядок на выплату денежной компенсации Штепиным Е.С. не пропущен, и он имеет право на получение указанной компенсации в размере 29 713 руб. 20 коп, исходя из предельного количества сверхурочной работы, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации, и среднечасового денежного довольствия истца (120 часов х 247 руб. 61 коп.).
С указанными вывода суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с данными выводами судов, считает, что выводы основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
Регулирование отношений, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе касающихся предоставления дополнительных гарантий и компенсаций сотрудникам, привлекаемым к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, с учетом их особого правового статуса осуществляется Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказом Министра внутренних дел России от 19 октября 2012 года N 961 "Об утверждении Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставление сотрудникам дополнительных дней отдыха", Приказом МВД России от 01 февраля 2018 года N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации", а также Приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", в которых предусмотрены специальные нормы, устанавливающие порядок предоставления гарантий и компенсаций таким сотрудникам.
В силу части 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
В силу части 5 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах внутренних дел, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 настоящего Федерального закона.
Согласно Приложению N 46 к Приказу МВД России от 01 февраля 2018 года N50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" должности всех наименований в специальных учреждениях для временного содержания иностранных граждан поименованы в числе должностей органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам может устанавливаться ненормированный служебный день.
Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха регламентирован Приказом МВД России от 01 февраля 2018 года N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации", действующим с 03 апреля 2018 года.
Пунктом 286 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел, утвержденного Приказом МВД России от 01 февраля 2018 года N 50, предусмотрено, что сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Закона о службе.
Согласно пункту 287 указанного Порядка привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с главой XIII настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 274 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 01 февраля 2018 года N 50, в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.
Продолжительность выполнения сотрудником вышеуказанных служебных обязанностей определяется по данным учета служебного времени, указанным в табеле, исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период (пункты 277, 283 Порядка).
Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха (пункт 284 Порядка).
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (пункт 285 Порядка).
Вместо предоставления дополнительных дней отдыха на основании рапорта сотрудника и приказа руководителя может выплачиваться денежная компенсация, но не более чем за 120 часов в год (пункт 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 января 2013 года N 65).
Принимая во внимание вышеприведенные нормативные требования, для сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства, установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации; для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
При разрешении настоящего спора обстоятельствами, имеющими юридическое значение, являлись наличие права на предоставление дополнительных дней отдыха за ранее отработанное время, соблюдение порядка обращения, а именно своевременное (в период службы) обращение истца за предоставлением дополнительных дней отдыха за ранее отработанное время и наличие в действиях ответчика злоупотребления правом, которые должны подтверждаться совокупностью достоверных и допустимых доказательств, объективно свидетельствующих о нарушении прав истца. Однако указанные обстоятельства судом первой инстанции в качестве юридически значимых не определялись и не устанавливались. Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права не устранил.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 названного кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Таким образом, апелляционное определение должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным. Выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени нельзя признать правомерными, а апелляционное определение законным, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального права, что согласно статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 апреля 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Челябинский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.