Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1883/2020 по иску Белобородовой Елизаветы Петровны к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о возложении обязанности восстановить в очереди на получение единовременной социальной выплаты, по кассационной жалобе Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Белобородова Е.П. обратилась в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее по тексту - ГУФСИН России по Пермскому краю) о возложении обязанности восстановить истца в очереди согласно заявлению от 13 ноября 2018 года с составом семьи 5 человек на получение единовременной социальной выплаты на недостающую площадь.
Требования мотивированы тем, что в ноябре 2018 года она сдала пакет документов в жилищную службу ГУФСИН России по Пермскому краю для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты. 13 ноября 2018 года была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 5 человек. 30 апреля 2019 года снята с учета в соответствии с подпунктом "г" пункта 15 раздела 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, со ссылкой на заявление, в котором она указала, что ранее социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения ей не предоставлялась. Однако такой информации в заявлении она не указывала. Социальная выплата была получена ею в 2009 году в связи с участием в программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае" в размере 564 480 руб. на 42 кв.м, в 2010 году приобретена квартира по адресу: "данные изъяты", общей площадью 28, 1 кв.м. В 2012 году квартира продана, приобретено жилое помещение площадью 41, 7 кв.м. по адресу: "данные изъяты". Заявление на субсидию было сдано по вновь приобретенной квартире, при этом при подаче заявления, она уточняла, необходимо ли указывать данные сведения, однако, в ответ ей ничего не пояснили, попросили оставить данные строки пустыми. Документы были сданы на улучшение жилищных условий на недостающую площадь за вычетом уже имеющейся.
Решением Ленинского районного суда города Перми от 17 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31 августа 2020 года Белобородовой Е.П. в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 марта 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31 августа 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 апреля 2021 года решение Ленинского районного суда города Перми от 17 июня 2020 года отменено, принято новое решение, которым на ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность восстановить Белобородову Е.П. в очереди согласно заявлению от 13 ноября 2018 года с составом семьи 5 человек на получение единовременной социальной выплаты на недостающую площадь.
В кассационной жалобе ГУФСИН России по Пермскому краю ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 апреля 2021 года, как незаконного, с оставлением в силе решения Ленинского районного суда города Перми от 17 июня 2020 года.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, о причинах неявки судебную коллегию не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения апелляционного определения не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Белобородова (ранее, до вступления в брак - Точилкина) Е.П. проходит службу в уголовно-исполнительной системе, в должности старшего инспектора филиала по Орджоникидзевскому району города Перми ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю. Общая продолжительность службы по состоянию на 06 ноября 2018 года в календарном исчислении составляет 13 лет 06 мес. 08 дней.
13 ноября 2018 года Белобородова Е.П. обратилась с рапортом о принятии её на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи: Белобородова Е.П, "данные изъяты" (супруг), "данные изъяты" (сын), "данные изъяты" (дочь), "данные изъяты" (дочь).
Решением комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю от 29 января 2019 года Белобородова Е.П. с составом семьи 5 человек поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с 13 ноября 2018 года.
Позднее, решением комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю от 30 апреля 2019 года Белобородова Е.П. с составом семьи 5 человек была снята с учета для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с подпунктом "г" пункта 15 раздела II Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, в связи с тем, что ранее в 2009 году семье Точилкиной Е.П. на состав семьи 2 человека предоставлена социальная выплата (субсидия) на приобретение жилого помещения по программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае".
В ходе рассмотрения дела факт получения социальной выплаты (субсидии) в рамках мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" в 2009 году на состав семьи, включая сына - "данные изъяты" истцом не оспаривался.
На полученные денежные средства (субсидию) была приобретена двухкомнатная квартира площадью 28, 1 кв.м. по адресу: "данные изъяты". В 2012 году данная квартира продана, приобретено жилое помещение площадью 41, 7 кв.м. по адресу: "данные изъяты".
Из материалов учетного дела следует, что на основании договора купли- продажи квартиры от 20 июля 2010 года за Точилкиной Е.П. (доля в праве - 1/2), "данные изъяты" (доля в праве - 1/2) на праве общей долевой собственности зарегистрирована квартира общей площадью 43, 7 кв.м. по адресу: "данные изъяты", с ограничением (обременением) права - ипотека в силу закона. Государственная регистрация данного права прекращена 24 декабря 2012 года. На основании договора купли-продажи квартиры от 25 декабря 2012 года за Точилкиной Е.П. (доля в праве - 1/3), "данные изъяты" (доля в праве - 2/3) на праве общей долевой собственности зарегистрирована 2-х комнатная квартира общей площадью 41, 7 кв.м. по адресу: "данные изъяты", с ограничением (обременением) права - ипотека в силу закона.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении требований Белобородовой Е.П, суд первой инстанции исходил из того, что участие в программе по улучшению жилищных условий "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае", исключает получение иных мер государственной поддержки лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в частности, в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Право выбора оснований, по которым законом предоставлена возможность улучшить свои жилищные условия, принадлежит самим гражданам и они свободны в выборе способа реализации своих жилищных прав. Гражданин вправе избрать для себя один из возможных способов улучшения жилищных условий. Белобородова Е.П, обладая соответствующими жилищными гарантиями, выбрала способ реализации права на жилище и улучшения своих жилищных условий - приобрела в собственность в рамках федеральной целевой программы жилое помещение, тем самым, уже реализовала свое право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в связи с этим, оснований для повторной постановки истца на учет для получения социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в рамках Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не имеется.
Суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении гражданского дела после отмены апелляционного определения судом кассационной инстанции, с выводами суда не согласился, отменил решение суда и удовлетворил требования.
При этом, суд апелляционной инстанции, учитывая наличие у Белобородовой Е.П. необходимого стажа службы (более 10 лет), отсутствие обеспеченности истца и членов её семьи жилым помещением необходимой площади, отсутствие ранее реализованного истцом права на улучшение жилищных условий по прежним местам прохождения государственной службы, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, пришел к выводу о том, что Белобородова Е.П. имеет право на получение единовременной социальной выплаты на недостающую площадь.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, оснований для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не находит.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 этого закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 данного закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
На основании части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и пункта 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона.
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указывается в числе прочего, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Из приведенных нормативных положений следует, что сотрудник имеет право один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, получить единовременную социальную выплату, предоставленную ему в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, и при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты должен информировать о не предоставлении ему ранее во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждения и органах, единовременных выплат (субсидий) в целях приобретения (строительства) жилого помещения.
Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральных целевых программ "Жилище", реализация которых осуществлялась в разные периоды (2002-2010 годы, 2011 - 2015 годы, 2015 - 2020 годы), в настоящее время вошли в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
В соответствии с положениями подпрограмм целью их реализации является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, в первую очередь многодетных, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Предоставление молодым семьям-участникам подпрограмм социальных выплат на приобретение жилья или строительство жилого дома осуществляется путем выдачи свидетельств о праве на получение социальной выплаты.
Исходя из цели и задач подпрограмм, требований к их участникам, а также положений о ресурсном обеспечении подпрограмм предоставление социальной выплаты в рамках подпрограмм не связано с прохождением государственной службы, основными источниками финансирования подпрограмм являются средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограмм, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, личные денежные средства граждан.
Положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правил предоставления единовременной социальной выплаты не предусмотрено предоставление сотрудником сведений о ранее полученных им либо членами его семьи социальных выплатах для приобретения жилого помещения, предусмотренных законодательством Российской Федерации и не связанных с прохождением ими государственной службы, в том числе в рамках подпрограмм, как и не предусмотрена проверка комиссией информации о том, что сотрудник получал выплату для приобретения жилого помещения, не связанную с прохождением государственной службы.
Установив, что Белобородова Е.П. является нуждающейся, имеет необходимый стаж службы и ранее не реализовала право на улучшение жилищных условий в местах прохождения государственной службы, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности восстановить истца с составом семьи 5 человек в очереди на получение единовременной социальной выплаты на недостающую площадь с момента обращения, то есть с 13 ноября 2018 года.
Суд апелляционной инстанции, исходя из положений вышеприведенных норм, пришел к обоснованному выводу о том, что получение истцом субсидии в соответствии с действующими государственными программами, направленными на улучшение жилищных условий молодых семей, не может ограничивать право истца на получение социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставляемых в соответствии с установленным Порядком.
По указанным выше основаниям не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы об отсутствии у истца права по получение единовременной выплаты в связи с полученной ранее социальной выплатой по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Выводы суда апелляционной инстанции подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.