Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Хасановой В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-111/2021 по иску Сысертского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования Сысертский городской округ, неопределенного круга лиц к главе Сысертского городского округа Нисковских Дмитрию Андреевичу, администрации Сысертского городского округа, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности в администрации Сысертского городского округа, и урегулированию конфликта интересов, Лаптевой Юлии Владимировне о признании незаконными решения, бездействия главы администрации Сысертского городского округа, возложении обязанности расторгнуть трудовые отношения с Лаптевой Ю.В, по кассационному представлению прокурора Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационного представления, объяснения прокурора Седьмого отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Павловой О.А, поддержавшей кассационное представление, ответчика Лаптеву Ю.В, представителя главы Сысертского городского округа - Бараданченкову Н.Е, представителя администрации Сысертского городского округа - Дульцеву Е.С, возражавших против удовлетворения кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сысертский межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, муниципального образования Сысертский городской округ, неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском к главе Сысертского городского округа Нисковских Д.А, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности в администрации Сысертского городского округа, и урегулированию конфликта интересов (далее по тексту также - Комиссия), в котором просил: признать незаконным решение Комиссии от 21 июля 2020 года N 2 по вопросу N 1 в отношении Лаптевой Ю.В. об отсутствии конфликта интересов в результате осуществления своих полномочий и обязанностей; признать незаконным бездействие главы Сысертского городского округа Нисковских Д.А, выразившееся в непринятии мер, предусмотренных статьей 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, о котором ему стало известно, в том числе из представления прокурора от 30 июня 2020 года, в отношении Лаптевой Ю.В, а также непринятии в отношении Лаптевой Ю.В. мер ответственности за совершение коррупционного правонарушения; возложить на главу Сысертского городского округа "данные изъяты" обязанность расторгнуть трудовые отношения с управляющим делами администрации Лаптевой Ю.В. на основании пункта 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя).
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведения Сысертской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации Сысертского городского округа (далее по тексту также - администрация) выявлен ряд нарушений. Установлено, что в администрации проходит муниципальную службу Лаптева Ю.В, замещающая должность управляющего делами администрации. В её должностные обязанности входят, в том числе, согласование гражданско-правовых договоров и документов правового характера, разрабатываемых иными отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации, участие в формировании проектов бюджетов, разработка и реализация муниципальных и областных адресных программ муниципального образования Сысертский городской округ. Также Лаптева Ю.В. в силу замещаемой должности обязана контролировать работу по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах Сысертского городского округа, в том числе осуществлять меры по предупреждению и выявлению коррупционных правонарушений, по предотвращению и разрешению конфликта интересов на муниципальной службе, по обеспечению контроля соблюдения муниципальными служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения.
Вместе с тем, 21 ноября 2018 года Лаптева Ю.В. направила в администрацию заявление о предоставлении ей земельного участка площадью 3848 кв.м. в аренду сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства, в последующем заключила и самостоятельно согласовала договор аренды от 25 декабря 2018 года, поставила на кадастровый учет земельный участок, тем самым нарушив принцип обеспечения конкуренции в сфере закупок и лишив всех заинтересованных лиц возможности приобрести права на земельный участок. 19 марта 2020 года в адрес администрации направлено заявление матери Лаптевой Ю.В. - "данные изъяты" о предоставлении земельных участков в г..Сысерть микрорайон "Сосновый". В нарушение требований антикоррупционного законодательства Лаптева Ю.В. не уведомила главу Сысертского городского округа о возможном возникновении конфликта интересов.
Кроме того, Лаптевой Ю.В. не принято мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при подготовке кадровых документов в отношении директора муниципального унитарного предприятия "Автотранспортное предприятие Сысертского городского округа" (далее по тексту - МУП "АТП СГО") "данные изъяты", с которым Лаптева Ю.В. состоит в фактических брачных отношениях, а также при рассмотрении администрацией вопросов в отношении МУП "АТП СГО", в том числе о заключении договоров, приеме (регистрации) обращений, рассмотрении вопросов, связанных с выделением бюджетных средств.
В связи с выявленными нарушениями 30 июня 2020 года в адрес Главы Сысертского городского округа вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. 21 июля 2020 года Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности в администрации Сысертского городского округа, и урегулированию конфликта интересов, принято решение об отсутствии конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления 23 июля 2020 года прокурору направлен ответ, согласно которому в действиях Лаптевой Ю.В. нарушений не выявлено. При этом проверочные мероприятия по доводам, изложенным в представлении прокурора, проведены органом местного самоуправления формально. Нарушение ответчиком Лаптевой Ю.В. требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", по мнению истца, является основанием для увольнения Лаптевой Ю.В. с муниципальной службы на основании пункта 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации - в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
В ходе рассмотрения дела определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Сысертского городского округа.
Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 25 января 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены частично: на администрацию и Главу Сысертского городского округа возложена обязанность расторгнуть трудовые отношения с управляющим делами администрации Лаптевой Ю.В. на основании пункта 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 мая 2021 года решение Сысертского районного суда Свердловской области от 25 января 2021 года в части возложения на администрацию и главу Сысертского городского округа обязанности расторгнуть трудовой договор с управляющим делами администрации Сысертского городского округа Лаптевой Ю.В. на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основания для утраты доверия к работнику со стороны работодателя) отменено, принято новое решение об отказе Сысертскому межрайонному прокурору в удовлетворении данных требований. В остальной части это же решение оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокурор Свердловской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 мая 2021 года ссылаясь на его незаконность.
В поступивших возражениях на кассационное представление глава Сысертского городского округа Нисковских Д.А, администрация Сысертского городского округа, Лаптева Ю.В. указывают на отсутствие оснований для удовлетворения кассационного представления прокурора.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ) правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1).
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (часть 2).
Согласно части 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (часть 2.3).
Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы (часть 3).
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
В силу части 3 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, относится к дисциплинарному взысканию.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 27 ноября 2017 года Лаптева Ю.В. принята на муниципальную службу и назначена на должность муниципальной службы помощника главы Сысертского городского округа, с ней заключен срочный трудовой договор N 134/17 от 27 ноября 2017 года.
05 марта 2018 года Лаптева Ю.В. назначена на должность управляющего делами администрации Сысертского городского округа, о чем между сторонами заключено дополнительное соглашение N 18/18-д.с. от 05 марта 2018 года к трудовому договору.
В соответствии с должностной инструкцией управляющего делами администрации от 15 марта 2018 года указанная должность относится к высшей группе должностей муниципальной службы.
Сысертской межрайонной прокуратурой в июне 2020 года проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации Сысертского городского округа, по выявленным в ходе проверки нарушениям в адрес главы Сысертского городского округа вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции N 01-16-2020/16дсп от 30 июня 2020 года.
В представлении указано, что в ходе проверки установлено, что в действиях Лаптевой Ю.В, замещающей должность управляющего делами администрации, усматриваются признаки коррупционного правонарушения. Так, 21 ноября 2018 года Лаптева Ю.В. направила в администрацию заявление о предоставлении ей земельного участка площадью 3848 кв.м в аренду сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства, в последующем заключила и самостоятельно согласовала договор аренды от 25 декабря 2018 года, поставила на кадастровый учет земельный участок, тем самым нарушив принцип обеспечения конкуренции в сфере закупок и лишив всех заинтересованных лиц возможности приобрести права на земельный участок. В нарушение требований антикоррупционного законодательства Лаптева Ю.В. не уведомила главу Сысертского городского округа о возможном возникновении конфликта интересов. Кроме того, Лаптевой Ю.В. не принято мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при подготовке кадровых документов в отношении директора МУП "АТП СГО" "данные изъяты", с которым Лаптева Ю.В. состоит в фактических брачных отношениях, а также при рассмотрении администрацией вопросов в отношении МУП "АТП СГО", в том числе о заключении договоров, приеме (регистрации) обращений, рассмотрении вопросов, связанных с выделением бюджетных средств.
21 июля 2020 года состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности в администрации Сысертского городского округа, и урегулированию конфликта интересов, на котором, помимо прочих, рассматривался вопрос о проверке соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов в отношении управляющего делами администрации Лаптевой Ю.В. Согласно протоколу заседания Комиссии, принято решение об отсутствии в описанных в представлении прокурора ситуациях конфликта интересов (вопрос N 1).
По результатам проверки в отношении Лаптевой Ю.В. прокурору направлено письмо N 310/2-л.с. от 23 июля 2020 года, согласно которому в действиях Лаптевой Ю.В. коррупционных нарушений не выявлено.
Прокурор полагает, что ответчиком Лаптевой Ю.В. допущены нарушения требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", что является основанием для увольнения ее с муниципальной службы в соответствии с пунктом 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, при этом представитель нанимателя уклоняется от признания данного факта и от прекращения с Лаптевой Ю.В. трудовых отношений.
При проверке доводов прокурора судами установлено и из материалов дела следует, что 30 октября 2018 года между Лаптевой Ю.В. и муниципальным бюджетным учреждением "Муниципальный центр градостроительства Сысертского городского округа" заключен договор N 11/18 на выполнение работ по разработке схемы расположения земельного участка в микрорайоне "Адажио" г. Сысерть. Оплата работ произведена Лаптевой Ю.В.
Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа от 07 ноября 2018 года N 1013/з образован при разделе земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:12 в кадастровом квартале 66:25:2702001 площадью 168184 кв.м, расположенного по адресу: г. Сысерть микрорайон "Адажио" (категория земель - земли населенных пунктов), земельный участок с кадастровым номером 66:25:2702001:1915, площадью 3484 кв.м, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, утверждена схема расположения вновь образованного земельного участка на кадастровом плане территории, установлен вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, предписано обеспечить постановку образованного земельного участка на кадастровый учет.
21 ноября 2018 года Лаптева Ю.В. обратилась с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного в микрорайоне "Адажио".
22 ноября 2018 года в газете "Вестник Сысертского городского округа (выпуск N 46 (582), а также на сайте администрации Сысертского городского округа и сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:25:2702001:1915 с информацией об ограничениях - II поясе санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
25 декабря 2018 года между Лаптевой Ю.В. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 66:25:2702001:1915, площадью 3484 кв.м сроком на 20 лет, государственная регистрация договора произведена 16 января 2019 года. В договоре указано, что от иных лиц заявлений о предоставлении указанного участка не поступило.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, в том числе должностную инструкцию Латевой Ю.В. от 15 марта 2018 года, исходил из того, что постановление об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории было вынесено главой Сысертского городского округа и согласовано с Лаптевой Ю.В.; постановка земельного участка на кадастровый учет осуществлена по её инициативе; Лаптева Ю.В. согласовывала гражданско-правовые соглашения Комитета по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа, а также контролировала организацию обеспечения работы по выпуску официального издания администрации Сысертского городского округа, где было размещено извещение по её заявлению о предоставлении земельного участка, и пришел к выводу, что Лаптева Ю.В. имела личную заинтересованность в согласовании постановления главы Сысертского городского округа об утверждении схемы земельного участка, предоставленного ей в аренду, вместе с тем с момента рассмотрения вопроса об утверждении схемы земельного участка, направления заявления о предоставлении земельного участка Лаптева Ю.В. в адрес работодателя уведомление о наличии возможного конфликта интересов не направила.
Кроме того, суд первой инстанции, разрешая исковые требования прокурора, установив, что Лаптева Ю.В. сожительствует с директором МУП "АТП СГО" "данные изъяты", назначенным на данную должность распоряжением главы Сысертского городского округа N 3/1 от 09 января 2019 года, которое согласовывалось с заместителем начальника управления - начальником отдела кадров управления делами администрации Сысертского городского округа "данные изъяты", находившейся в прямом подчинении у Лаптевой Ю.В.; управляемый Лаптевой Ю.В. отдел проводил проверочные мероприятия на предмет соответствия "данные изъяты" требованиям к указанной должности; распоряжения главы Сысертского городского округа о материальном стимулировании Михайлова И.Ю. (премировании) согласовывались с Лаптевой Ю.В, пришел к выводу о личной заинтересованности Лаптевой Ю.В. в принятии на работу "данные изъяты" и его премировании, нарушении ею законодательства ввиду ненаправления уведомления о возможном наличии конфликта интересов.
Вследствие изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что глава Сысертского городского округа по результатам ознакомления с представлением прокурора, материалами проверки должен был принять решение о расторжении с Лаптевой Ю.В. трудового договора на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, законные основания для непринятия данного решения у него отсутствовали, вследствие чего требования прокурора о возложении обязанности на администрацию и главу Сысертского городского округа расторгнуть трудовой договор с управляющей делами администрации Лаптевой Ю.В. по указанному основанию удовлетворил.
Относительно требований прокурора о признании незаконным решения Комиссии от 21 июля 2020 года N 2 по вопросу N 1 в отношении Лаптевой Ю.В. суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение ничьих прав не нарушает, поскольку носит рекомендательный характер и не подлежит обязательному исполнению, решение о расторжении трудового договора принимается единолично главой Сысертского городского округа.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы Лаптевой Ю.В. и администрации Сысертского городского округа, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда об удовлетворении заявленных требований ввиду их несоответствия установленным по делу обстоятельствам, а также неправильного применения норм материального права.
При этом суд апелляционной инстанции, дав оценку представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе должностной инструкции Лаптевой Ю.В. с внесенными в неё изменениями 19 марта 2018 года, исходил из того, что действия Лаптевой Ю.В. по оплате проведения работ по разработке схемы расположения земельного участка в микрорайоне "Адажио" на основании заключенного 30 октября 2018 года договора с муниципальным бюджетным учреждением "Муниципальный центр градостроительства Сысертского городского округа", а затем по обращению с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не противоречили положениям Земельного кодекса Российской Федерации; Лаптева Ю.В. никогда не являлась должностным лицом, замещающим в Комитете по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа должность с полномочиями по распоряжению муниципальным имуществом, не состояла с должностными лицами Комитета в близком родстве (свойстве), не была связана с ними имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями; истец не обладала полномочиями по рассмотрению вопросов, отнесенных к компетенции указанного Комитета, который является самостоятельным юридическим лицом и в соответствии с Положением, утвержденным решением Думы Сысертского городского округа от 29 марта 2018 года N 48, является функциональным органом администрации Сысертского городского округа, осуществляющим функции по разработке и реализации муниципальной политики в сферах управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Сысертского городского округа, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю) и собственности Сысертского городского округа.
Суд апелляционной инстанции признал несостоятельным вывод суда о том, что Лаптева Ю.В. принимала участие в согласовании схемы расположения земельного участка, установив, что постановлением главы Сысертского городского округа от 29 января 2018 года N 18 "О наделении полномочий" заместитель главы администрации - председатель Комитета был наделен полномочиями: по утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, предусмотренных статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; на принятие решений по образованию, разделу, выделу, объединению и перераспределению земельных участков, полномочиями по распоряжению которыми наделены органы местного самоуправления Сысертского городского округа; на заключение договора купли-продажи в случае предоставления в собственность земельного участка за плату, а также на заключение договоров аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Суд апелляционной инстанции также не согласился с выводами суда первой инстанции о личной заинтересованности Лаптевой Ю.В. в принятии на работу "данные изъяты" и его премировании, о необходимости направления в связи с этим уведомления о наличии конфликта интересов, а также с доводами прокурора о непринятии Лаптевой Ю.В. мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при подготовке кадровых документов в отношении МУП "АТП СГО" "данные изъяты", а также при рассмотрении администрацией вопросов в отношении данного предприятия, в том числе о заключении договоров, приеме (регистрации) обращений, рассмотрении вопросов, связанных с выделением бюджетных средств.
При этом суд апелляционной инстанции, с учетом должностной инструкции Лаптевой Ю.В, согласно которой на неё не возложено осуществление каких-либо хозяйственно-административных функций в отношении МУП "АТП СГО", в том числе принятие решений о начислении заработной платы, премий руководителям предприятий; Положения о порядке и условиях оплаты труда, гарантиях в случае прекращения трудового договора для руководителей муниципальных унитарных предприятий Сысертского городского округа, утвержденного постановлением администрации N 1729 от 11 июня 2014 года, согласно которому премия руководителям предприятий выплачивается по распоряжению главы Сысертского городского округа; а также Инструкций по делопроизводству в администрации, утвержденных постановлением главы Сысертского городского округа N 1211 от 08 августа 2018 года и постановлением администрации N 2652 от 25 декабря 2019 года, согласно которым управляющий делами администрации согласовывает проекты правовых актов по личному составу на предмет их соответствия требованиям инструкции по делопроизводству, исходил из того, что все представленные в отношении МУП "АТП СГО" управленческие решения приняты главой Сысертского городского округа, что соответствует положениями статьи 36 Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; подчиненные Лаптевой Ю.В. работники отдела кадров осуществляют лишь техническое оформление кадровых документов; у Лаптевой Ю.В, как у управляющей делами администрации Сысертского городского округа, отсутствуют полномочия по принятию обязательных для исполнения решений по кадровым, организационно-техническим, финансовым и иным вопросам в отношении МУП "АТП СГО", соответственно она не обладает полномочиями и функциями муниципального (административного) управления в отношении указанного юридического лица, а поэтому отсутствует возможность получения дохода или выгоды "данные изъяты" и возглавляемым им муниципальным
предприятием в результате осуществления Лаптевой Ю.В. должностных полномочий как управляющим делами, соответственно конфликт интересов отсутствует, наличие уведомления о возможности его возникновения не требовалось.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы кассационного представления прокурора о том, что в действиях Лаптевой Ю.В, совершенных при получении в аренду земельного участка, а также при согласовании кадровых и иных документов, касающихся деятельности МУП "АТП СГО", имеется коррупционное правонарушение - непринятие мер к урегулированию конфликта интересов, в связи с чем она подлежит увольнению на основании пункта 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Ошибочный вывод суда апелляционной инстанции о том, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа договор аренды земельного участка с ответчиком был заключен на конкурентной основе (по результатам торгов) не привел к принятию неправильного судебного акта.
Иные доводы кассационного представления не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта, в связи с чем основания для его отмены по доводам кассационного представления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 мая 2021 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.