Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-494/2020 по иску Землянского Александра Ивановича к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Карпинске и г. Волчанске Свердловской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Землянского Александра Ивановича на решение Карпинского городского суда Свердловской области от 05 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Землянский А.И. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Карпинске и г. Волчанске Свердловской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
В обоснование иска указал, что с 07 марта 2014 года является получателем пенсии по старости. На дату назначения пенсии размер его пенсионного обеспечения составлял 12 059 руб. 41 коп, в настоящее время - 16 196 руб. 46 коп. Полагает, что расчет пенсии ответчиком произведен неверно, согласно его расчету размер пенсии на дату ее назначения должен составлять 17 773 руб. 96 коп. Просит суд произвести перерасчет начисляемой пенсии в соответствии с представленным им расчетом.
Решением Карпинского городского суда Свердловской области от 05 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 мая 2021 года, исковые требования Землянского А.И. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Землянский А.И. ставит вопрос об отмене решения Карпинского городского суда Свердловской области от 05 октября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 мая 2021 года, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
На момент назначения истцу пенсии действовал Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
Согласно частям 1, 10, 11 статьи 15 Федерального закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента. Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона N 173-ФЗ. Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года зависит от отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) х Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 руб.).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в повышенных размерах.
Свердловская область не предусмотрена Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 (с последующими изменениями и дополнениями).
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, или в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Землянский А.И. с 07 марта 2014 года является получателем страховой пенсии по старости.
Трудовой стаж Землянского А.И. на 01 января 2002 года составляет 29 лет 3 месяца 17 дней.
Трудовой стаж истца на 01 января 1991 года составил 18 лет 3 месяца 28 дней.
На 07 марта 2014 года общий размер пенсии по старости составил 12 143, 62 руб, из которых 8 298, 64 руб. - страховая часть, 3 844, 98 руб. - базовая часть.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Землянского А.И, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 30, 30.1, Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 4, 8, 11, 16, 17, 18, 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что размер пенсии истца рассчитан пенсионным органом в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства, расчеты истца основаны на ошибочном применении норм материального права.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отклонив доводы жалобы истца о необоснованном отказе в зачете в стаж периода обучения с 01 июля 1974 года по 09 июля 1975 года, учитывая, что расчетный размер трудовой пенсии истца определен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не предполагает включение периодов обучения в соответствующих образовательных учреждениях в состав трудовой и иной общественно полезной деятельности, из суммарной продолжительности которых определяется общий трудовой стаж.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отклонил доводы жалобы о неверном расчете ответчиком стажевого коэффициента, указав, что стажевый коэффициент составляет для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20.
Также суд апелляционной инстанции нашел необоснованными доводы истца о том, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) должно быть учтено в размере 1, 4 как для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), указав, что Карпинский район Свердловской области не отнесен к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, а сам по себе факт установления в Карпинском районе Свердловского района районного коэффициента 1, 2 правового значения не имеет.
Руководствуясь положениями статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции указал на неверное исчисление истцом коэффициента валоризации с учетом периода обучения, поскольку в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона; включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии.
Основываясь на положениях статьи 17 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктов 4, 5, 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 года N 407, суд апелляционной инстанции указал на несоответствие расчета истца указанным правовым нормам при определении величины расчетного капитала.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что все юридически значимые обстоятельства были установлены судами первой и апелляционной инстанции, при этом суды, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. Судами исследованы расчеты пенсионного органа размера пенсии истца и сделан обоснованный вывод о том, что размер пенсии истца, в том числе расчет пенсионного капитала, исчислен правильно, недоплаты не имеется.
Приведенные истцом в кассационной жалобе расчеты, исходя из которых, по мнению истца должен быть установлен размер пенсии, повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Карпинского городского суда Свердловской области от 05 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Землянского Александра Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.