Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Руновой Т.Д, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-44/2021 по иску Шаповаловой Юлии Васильевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Радужный, Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании решений, восстановлении нарушенных прав, возложении обязанности, по кассационной жалобе Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шаповалова Ю.В. 03 декабря 2020 года обратилась с иском (с учетом уточнения) к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Радужный, Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании решения от 10 ноября 2020 года, восстановлении в списках участников получателей социальной выплаты, возложении обязанности по выдаче свидетельства о праве на получение социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, признании решения от 07 декабря 2020 года незаконным, восстановлении в очереди на предоставление земельного участка.
В обоснование требований указала, что приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом города Радужный от 13 мая 2020 года N 248 она и члены ее семьи (муж и трое детей) признаны участниками мероприятия "Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в рамках мероприятия "Предоставление гражданам, имеющих трех и более детей, социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность", утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года N 346-п, как семья, имеющая в составе ребенка-инвалида. Письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом города Радужный от 18 мая 2020 года N 23-Исх-2035 она уведомлена о том, что включена в список получателей социальной выплаты в 2020 году, разъяснены цели использования выплаты (в том числе, на оплату договора приобретения жилых помещений (квартир, индивидуальных жилых домов) и предложено подтвердить свое намерение получить социальную выплату в течение 10 календарных дней с момента получения уведомления. Заявлением от 21 июля 2020 года она просила предоставить ей социальную выплату.
Письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом города Радужный от 21 августа 2020 года N 23-Исх-3168 она уведомлена о том, что согласно техническому паспорту приобретенный семьей истца жилой дом введен в эксплуатацию в 2008 году, материал стен объекта - брусчатый, в связи с чем, характеристика дома не отвечают требованиям, предусмотренным для участия в программе и получения субсидии; Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ей отказано в перечислении социальной выплаты. В связи с исключением из списка участников мероприятия она исключена из списка получателей социальной выплаты мероприятия "Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" подпрограммы IV "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан", в составе которых имеются дети-инвалиды и Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Радужный принято решение об отказе в выдаче ей свидетельства о праве на получение данной социальной поддержки. На основании приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом города Радужный от 07 декабря 2020 года N 801 она снята с учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. С указанным решением Комитета по управлению муниципальным имуществом города Радужный она не согласна, полагает, что решение является незаконным.
Решением Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 февраля 2021 года в удовлетворении искового заявления Шаповаловой Ю.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 июня 2021 года решение Радужнинского городского суда от 03 февраля 2021 года отменено. Принято новое решение, которым исковые требования Шаповаловой Ю.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Радужный и Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании решения об отказе в выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты, удовлетворены. Решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Радужный об исключении Шаповаловой Ю.В. из списков получателей социальной выплаты и об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты признано незаконным; Шаповалова Ю.В. восстановлена в списках участников мероприятия и получателей социальной выплаты мероприятия "Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" подпрограммы IV "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан", в составе семьи которого имеются дети-инвалиды. На Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Радужный возложена обязанность выдать Шаповаловой Ю.В. свидетельство о праве на получение социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно по мероприятию "Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Радужный о снятии Шаповаловой Ю.В. с учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства признано незаконным; Шаповалова Ю.В. восстановлена в очереди граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления не имеется.
В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 мая 2000 года N 26-ОЗ "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства гражданам, отнесенным к категории, указанной в подпункте 3 пункта 1 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в размерах, установленных данной нормой.
Согласно подпунктам 2, 3 пункта 1 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июля 2005 года N 57-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" для индивидуального жилищного строительства без торгов однократно бесплатно приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, имеют право граждане Российской Федерации, прожившие на территории автономного округа не менее пяти лет, не являющиеся собственниками земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или членами семьи собственника земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, относящиеся к следующим категориям: инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов; граждане, имеющие трех и более детей.
Граждане, которые совершили сделки купли-продажи, обмена, дарения жилых помещений и (или) земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, с намерением бесплатного приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства без торгов, в результате чего стали относиться к числу граждан, на которых распространяются положения пункта 2 указанной статьи, принимаются на учет с целью предоставления им земельных участков не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Граждане, ранее принятые на учет с целью предоставления им земельных участков и совершившие после этого сделки купли-продажи, обмена, дарения жилых помещений и (или) земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, с намерением бесплатного приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства без торгов, в результате чего стали относиться к числу граждан, на которых распространяются положения пункта 2 настоящей статьи, снимаются с учета в соответствии с подпунктом "г" пункта 21 статьи 6.2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и могут быть вновь приняты на учет с целью предоставления им земельных участков не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (пункт 5 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июля 2005 года N 57-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре").
Пунктом 8 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июля 2005 года N 57-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" установлено, что гражданам, имеющим трех и более детей, с их согласия взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно может быть предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в размере, порядке и на условиях, установленных Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года N 346-п утверждена Государственная программа "Развитие жилищной сферы".
Пунктом 2 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября года N 346-П Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определен ответственным исполнителем государственной программы.
Этим же постановлением утвержден Порядок предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее по тексту Порядка предоставления социальных выплат).
Для целей пунктов 3 - 54 указанного Порядка используется понятие мероприятие - мероприятие "Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" подпрограммы IV "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан" государственной программы.
Социальной выплатой является мера социальной поддержки, направленная на обеспечение жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, предоставляемая участникам мероприятия (п. 2 Порядка предоставления социальных выплат).
Пунктом 2 Порядка предоставления социальных выплат определены лица, которые могут являться участниками мероприятия (программы), в число которых входит совершеннолетний гражданин Российской Федерации, нуждающийся в улучшении жилищных условий, поставленный до 31 марта 2020 года включительно в органе местного самоуправления на учет в целях однократного получения земельного участка на основании заявления, указанного в пункте 2 статьи 6.2 Закона автономного округа "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", поданного и подписанного им либо его представителем по доверенности, отнесенный к одной из категорий, указанных в пункте 1 статьи 7.4 Закона автономного округа "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в составе семьи которого имеются дети-инвалиды, являющиеся гражданами Российской Федерации (в том числе отнесенный к категории, указанной в подпункте 2 пункта 1 статьи 7.4 Закона автономного округа "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в составе семьи которого имеются члены семьи, являвшиеся на дату принятия на учет в целях получения земельного участка детьми-инвалидами, достигшие после указанной даты возраста 18 лет и сохранившие право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства), в отношении которого уполномоченным органом принято решение о признании его участником мероприятия в соответствии с Порядком в целях предоставления социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно, подавший заявление о желании получить социальную выплату в соответствии с порядком до 10 сентября 2020 года включительно.
Пунктом 6 Порядка предоставления социальных выплат установлено, что гражданин, изъявивший желание получить социальную выплату в соответствии с указанным Порядком, обязан соблюдать требования и выполнять обязательства, установленные Порядком.
Пунктом 20 указанного Порядка предоставления социальных выплат предусмотрено, что граждане исключаются из списка получателей в следующих случае, в том числе принятия уполномоченным органом решения об отказе в выдаче свидетельства участнику мероприятия.
В соответствии с пунктом 36 Порядка предоставления социальных выплат не допускается использование социальной выплаты в соответствии с порядком на приобретение жилых помещений в домах капитального исполнения (панельных, кирпичных, монолитных, каркасных), срок эксплуатации которых на дату заключения договора приобретения жилого помещения превышает 15 лет с момента ввода их в эксплуатацию; в случаях приобретения жилых помещений в жилых домах капитального деревянного исполнения срок их эксплуатации на дату заключения договора приобретения жилого помещения не должен превышать 7 лет.
Согласно пункту 43.3 Порядка предоставления социальных выплат основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются несоответствие приобретенного жилого помещения требованиям, установленным пунктами 35 - 37 порядка.
В силу пункта 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с пунктом 5 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Судами установлено и из материалов дела следует, что семья Шаповаловой Ю.В. состоит из 5 человек, в том числе, муж "данные изъяты" и несовершеннолетние дети "данные изъяты" года рождения. Семья является многодетной.
Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом города Радужный от 22 августа 2019 года N 396 на основании заявления истца от 15 августа 2019 года истец и члены ее семьи приняты на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как многодетная семья.
На основании заявления Шаповаловой Ю.В. от 22 апреля 2020 года приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом города Радужный от 13 мая 2020 года N 248 семья истца признана участником мероприятия "Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", как семья, имеющая ребенка-инвалида, истцу разъяснены цели, условия и порядок использования социальной выплаты.
Письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом города Радужный от 18 мая 2020 года N 23-Исх-2035 она уведомлена о том, что включена в список получателей социальной выплаты в 2020 году, разъяснены цели использования выплаты (в том числе, на оплату договора приобретения жилых помещений (квартир, индивидуальных жилых домов) и предложено подтвердить свое намерение получить социальную выплату в течение 10 календарных дней с момента получения уведомления.
10 июня 2020 года истцу на состав семьи выдано свидетельство N 06 о праве на получение гражданином, в составе семьи которого имеются дети-инвалиды, социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно по мероприятию "Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
На основании договора купли-продажи от 15 июля 2020 года Шаповалова Ю.В, Невзоров И.Г, а также несовершеннолетние "данные изъяты" в лице своих законных представителей, приобрели в общую долевую собственность жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "данные изъяты". стоимостью 1 500 000 руб, в том числе 466 6317 руб. за счет средств материнского (семейного) капитала, 116 092 руб. за счет средств Югорского семейного капитала, 800 000 руб. за счет социальной выплаты, предоставляемой покупателям в соответствии с условиями мероприятия "Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" на цели, указанные в пункте 34 Приложения 9 к Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года N 346-П.
Право общей долевой собственности истца и членов ее семьи на указанные жилой дом и земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке и 16 июля 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены соответствующие сведения.
Заявлением от 21 июля 2020 года Шаповалова Ю.В. просила предоставить ей социальную выплату.
Письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом города Радужный от 21 августа 2020 года N 23-Исх-3168 Шаповалова Ю.В. уведомлена о том, что согласно техническому паспорту приобретенный семьей истца жилой дом введен в эксплуатацию в 2008 году, материал стен объекта - брусчатый, характеристика дома не отвечает требованиям, предусмотренным в пункта 36 Порядка, в связи с чем ей отказано в перечислении социальной выплаты.
В связи с отказом в перечислении социальной выплаты, договор от 15 июля 2020 года расторгнут продавцом и покупателями на основании соглашения от 16 октября 2020 года, а 20 октября 2020 года проведена государственная регистрация прекращения права собственности на дом и участок, а также государственная регистрация права собственности продавца Шаповалова В.М.
В связи с исключением из списка участников мероприятия, истец исключена из списка получателей социальной выплаты мероприятия "Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" подпрограммы IV "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан". Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Радужный принято решение об отказе в выдаче истцу свидетельства о праве на получение социальной поддержки.
На основании приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом города Радужный от 07 декабря 2020 года N 801 истец снята с учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцу заблаговременно письменно разъяснялись требования, предъявляемые к приобретаемым жилым помещениям, однако несмотря на это, она и члены ее семьи приобрели жилое помещение по адресу: "данные изъяты", не отвечающее требованиям, предусмотренным пунктом 36 действующего в округе Порядка предоставления социальных выплат, что явилось основанием для обоснованного отказа в предоставлении социальной выплаты, а наличие зарегистрированных прав на данное жилое помещение - для исключения истца и членов ее семьи из списков.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что регистрация права общей долевой собственности Шаповаловой Ю.В. и членов ее семьи на указанные жилой дом и земельный участок влечет безусловное их исключение из списков лиц, имеющих право на получение субсидии, поскольку в силу статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июля 2005 года N 57-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и статьи 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 мая 2000 года N 26-ОЗ "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" основания для постановки на учет истцом утрачены.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанными выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции не принял во внимание положения норм Гражданского кодекса Российской Федерации о презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, не учел положения пунктов 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указав, что семья истца добросовестно пользовалась своими правами, состояла в списке участников мероприятия, соответствовала предусмотренным программой требованиям, в связи с чем получила свидетельство о праве на получение социальной поддержки в виде субсидии и заключив договор купли-продажи, направила полный пакет документов ответчику для проверки и перечисления субсидии; при выявлении несоответствия приобретаемого жилого помещения предъявляемым требованиям, семья истца, действуя добросовестно, в непродолжительный срок расторгла ранее заключенный договор купли-продажи, то есть не реализовала свое право на получение социальной выплаты, пришел к выводу о том, что оснований исключения Шаповаловой Ю.В. из списка участников мероприятия и из списка получателей социальной выплаты мероприятия "Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" подпрограммы IV "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан" не имелось, как не имелось оснований для снятия истца и членов ее семьи с учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании приказа от 07 декабря 2020 года N 801.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Обращаясь с кассационной жалобой заявитель указывает на заключение истцом договора купли-продажи жилого дома, не соответствующего условиям Порядка предоставления социальных выплат.
Приведенные доводы аналогичны правовой позиции ответчика в суде первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемом судебном постановлении. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришел суд апелляционной инстанции, не имеется.
То обстоятельство, что Порядок предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с 1 января 2021 года признан утратившим силу, и не реализуется на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, не может являться основанием к отмене оспариваемого судебного акта, поскольку выводов суда не опровергает.
Согласно последовательной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отказ от выполнения в конкретных правоотношениях публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права. Соблюдение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 23 апреля 2004 года N 9-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, определение от 5 ноября 2002 года N 320-О).
Поскольку истцы имели право на получение в 2020 году меры социальной поддержки, направленной на обеспечение жилым помещением взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, то прекращение действия программы, в рамках которой была предусмотрена выплата, и отсутствие финансирования не может являться основанием для отказа в иске.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений судами норм права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационной порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.