Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2267/2021 по иску Чирятьева Вадима Вячеславовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) о включении в специальный стаж работы периода прохождения военной службы, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с определенной даты, возложении обязанности доплатить недополученную часть пенсии, по кассационной жалобе Чирятьева Вадима Вячеславовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чирятьев В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее по тексту - УПФ в городе Сургуте) о включении в специальный стаж работы по Списку N 2 периода воинской службы с 29 июня 1988 года по 01 сентября 1989 года; признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 2 с 16 июня 2020 года; возложении обязанности доплатить недополученную часть пенсии.
В обоснование требований Чирятьев В.В. указал, что 02 июня 2020 года он обратился в УПФ в городе Сургуте с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 и пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 400-ФЗ). Решением УПФ в городе Сургуте в досрочном назначении страховой пенсии по старости по вышеуказанному основанию отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы по Списку N 2. В стаж работы по Списку N 2 не был включен оспариваемый период.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 марта 2021 года исковые требования Чирятьева В.В. удовлетворены. Чирятьеву В.В. включен в специальный стаж работы по Списку N 2 период воинской службы с 29 июня 1988 года по 01 сентября 1989 года; за Чирятьевым В.В. признано право на досрочную страховую пенсию по старости с 16 июня 2020 года; на УПФ в городе Сургуте возложена обязанность доплатить Чирятьеву В.В. недополученную часть пенсии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2021 года решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 марта 2021 года в части включения Чирятьеву В.В. в специальный стаж в соответствии со Списком N 2 периода воинской службы в рядах Советской Армии периода с 29 июня 1988 года по 01 сентября 1989 года изменено на включение в специальный стаж в соответствии со Списком N 2 периода службы в рядах Советской Армии в размере 2 месяцев 29 дней; в части признания за Чирятьевым В.В. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 16 июня 2020 года изменено на 22 декабря 2020 года. Решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 марта 2021 года в части возложения на УПФ в городе Сургуте обязанности доплатить Чирятьеву В.В. недополученную часть пенсии с 16 июня 2020 года, отменено. В указанной части принято новое решение, которым Чирятьеву В.В. в удовлетворении исковых требований к УПФ в городе Сургуте о возложении обязанности доплатить недополученную часть пенсии с 16 июня 2020 года, отказано.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры.
В кассационной жалобе Чирятьев В.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2021 года, ссылаясь на его незаконность.
В письменных возражениях, поступивших от Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры, указано на отсутствие оснований для отмены апелляционного определения и удовлетворения жалобы истца.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Чирятьев В.В, "данные изъяты", 02 июня 2020 года обратился в УПФ в городе Сургуте с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 30 и пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N 3259 от 16 июня 2020 года Чирятьеву В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, по причине отсутствия требуемого специального стажа по Списку N 2.
УПФ в городе Сургуте на дату обращения Чирятьева В.В с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости установлен следующий стаж: страховой стаж - 32 года 14 дней (с учетом Постановления Конституционного Суда от 29 января 2004 года N 2-П); работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 25 лет 1 месяц 19 дней; работы по Списку N 2 - 11 лет 8 месяцев 25 дней (с учетом Постановления Конституционного Суда от 29 января 2004 года N 2-П).
Чирятьевым В.В. в подтверждение воинской службы в рядах Советской Армии с 29 июня 1988 года по 01 сентября 1989 года (1 год 2 месяца 3 дня) представлены: справка N 46 от 20 февраля 2020 года, выданная Военным Комиссариатом города Сургута и Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; военный билет "данные изъяты".
Согласно трудовой книжки "данные изъяты", Чирятьев В.В. 27 июля 1990 года принят в Сургутскую нефтегазоразведочную экспедицию помощником бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ 3 разряда на период производственной практики в буровую бригаду; 09 августа 1990 года переведен помощником бурильщика 4 разряда в буровой бригаде; 02 сентября 1990 года уволен по окончанию производственной практики (записи 1-3); 13 августа 1991 года принят в Сургутское управление буровых работ N 1 помощником бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ 4 разряда на период практики; 28 сентября 1991 года уволен в связи с окончанием производственной практики (записи 4-5); 29 июня 1992 года принят в Сургутское управление буровых работ N 3 помощником бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ 4 разряда на период производственной практики; 26 августа 1992 года уволен в связи с окончанием производственной практики (записи 6-7).
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования Чирятьева В.В, в том числе о включении в специальный стаж работы по Списку N 2 периода воинской службы с 29 июня 1988 года по 01 сентября 1989 года, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности включения в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости всего периода службы в армии, наличии у истца права на назначении пенсии по достижению возраста 50 лет.
Разрешая вопрос о законности принятого судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 8, 21, 22, 30, 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (далее Положение N 590 от 03 августа 1972 года), исходил из того, что периоды военной службы по призыву, как приравненная деятельность, подлежит зачету в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в размере, не превышающем суммарную продолжительность работы истца по Списку N 2 от 1956 года по состоянию на 31 декабря 1991 года в соответствии с действующим до 01 января 1992 года пенсионным законодательством, в связи с чем пришел к выводу о включении в специальный стаж периода службы в армии продолжительностью 2 месяца 29 дней, отсутствии у Чирятьева В.В. права на назначение досрочной пенсии на момент обращения в пенсионный орган, а также на момент принятия оспариваемого решения, возникновении такого права с 22 декабря 2020 года.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно пункту 2 части 1, частям 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно части 2 статьи 33 указанного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Согласно подпункту "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, если работа была предусмотрена Списками, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, и имела место до 01 января 1992 года, то к ней можно приравнять отдельные виды деятельности, предусмотренные пунктами 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", в частности, период службы в Вооруженных Силах СССР и период подготовки к профессиональной деятельности.
В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Подпунктом "к" пункта 109 указанного Положения предусмотрена служба в составе Вооруженных сил СССР.
Абзац 5 пункта 109 Положения от 3 августа 1972 года N 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Учитывая, что данной нормой установлено ограничение по определению продолжительности периода работы или другой деятельности, приравниваемой к работе, дающей право на назначение пенсий на льготных условиях или в льготных размерах и продолжительность такой работы и другой деятельности не должна превышать суммарную продолжительность работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 2 от 1956 года, суд апелляционной инстанции обоснованно период службы в составе Вооруженных сил СССР посчитал подлежащим зачету в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не в полном объеме, а лишь в размере, не превышающем суммарную продолжительность работы истца по Списку N 2 от 1956 года.
Судом апелляционной инстанции установлено, что специальный стаж истца по Списку N 2 на 1 января 1992 года составил 2 месяца 29 дней, соответственно в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии может быть включен суммарный период службы в армии по призыву не более чем 2 месяца 29 дней.
Оснований для включения в специальный стаж истца периодов службы в большем размере у судов не имелось.
Доводы кассационной жалобы истца повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой и апелляционной инстанции, были предметом исследования и оценки судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения.
Вопреки доводам кассационной жалобы суд разрешилспор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемого судебного акта по доводам кассационной жалобы.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чирятьева Вадима Вячеславовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.