Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3256/2021 по иску Сергеева Сергея Григорьевича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании решения незаконным, возложении обязанности зачесть периоды работы в специальный стаж, назначить страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Сергеева Сергея Григорьевича на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сергеев С.Г. обратился с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее по тексту - УПФР в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга) о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет стажа работы в районе Крайнего Севера, включив в данный стаж период военной службы с 02 сентября 1980 года по 24 января 1989 года в войсковой части N 49287 (Мурманская область), признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 31 января 2016 года.
В обоснование заявленных требований Сергеев С.Г. указал, что 19 августа 2019 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 30 августа 2019 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа работы в районах Крайнего Севера, не зачтен в стаж период военной службы с 02 сентября 1980 года по 24 января 1989 года в войсковой части N 49287.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 26 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 сентября 2021 года, в удовлетворении исковых требований Сергеева С.Г. отказано.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общею юрисдикции от 23 ноября 2021 года произведена замена ответчика УПФР в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга по гражданскому делу на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области.
В кассационной жалобе Сергеев С.Г. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в период с 02 сентября 1980 года по 24 января 1989 года Сергеев С.Г. проходил военную службу, получая денежное довольствие.
19 августа 2019 года Сергеев С.Г. обратился в УПФР в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга от 30 августа 2019 года истцу в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачтено 01 год 02 месяца 06 дней непосредственно работы в районах Крайнего Севера. Не включен в специальный стаж истца для назначения досрочной пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера период прохождения им военной службы с 02 сентября 1980 года по 24 января 1989 года. Включение периода военной службы произведено УПФР в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга в общий страховой стаж истца.
Страховой стаж истца на дату его обращения с заявлением о назначении пенсии определен продолжительностью 34 года 00 месяцев 14 дней.
Решением УПФР в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга от 10 октября 2019 года Сергееву С.Г. назначена страховая пенсия по старости на основании статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 октября 2019 года бессрочно на основании повторного обращения с заявлением в пенсионный орган.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, исходил из того, что действующим законодательством предусмотрено включение периода прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, только в страховой стаж, и не предусмотрено включение периода прохождения службы в рядах Вооруженных сил в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Установив, что с учетом зачтенных периодов работы, стаж работы истца в районах Крайнего Севера составляет 01 год 02 месяца 06 дней, что менее требуемого, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права на досрочное пенсионное обеспечение по указанному основанию истец не имеет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
Обращаясь в суд, Сергеев С.Г. полагал, что военная служба, которая проходила в районе Крайнего Севера, подлежит включению в специальный стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ. Аналогичные доводы приводятся им в кассационной жалобе. Однако указанные доводы основаны на неверном понимании истцом норм права, регулирующих право досрочного пенсионного обеспечения в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из положений пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" следует, что период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 33 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", а также исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Данные Правила не предусматривают включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.
Периоды прохождения военной службы включаются в страховой стаж, но не могут быть включены в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", что следует как из ранее действующего законодательства, так и из законодательства, действующего в настоящее время.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определениях от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1505-О и др, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Данная правовая позиция отражена также и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 года N 946-О.
Таким образом, вопреки ошибочному мнению заявителя, оснований для включения спорных периодов прохождения военной службы в подсчет специального стажа по основаниям пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" у судов не имелось. Судами обоснованно отклонены требования истца о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основаниям пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Приведенные Сергеевым С.Г. в кассационной жалобе доводы о необходимости удовлетворения исковых требований на основании Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" основаны на неправильном понимании норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводов, подтверждающих неправильное применение норм материального и нарушение норм процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточными основаниями для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не содержится.
Учитывая, что принятые по делу судебные акты вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, основания для их отмены по доводам жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сергеева Сергея Григорьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.