Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К, судей Коренева А.С, Храмцовой О.Н. -
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1003/2021 по иску Челябинского прокурора по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к акционерному обществу "МиассЭлектроАппарат" о понуждении к исполнению требований законодательства о государственном оборонном заказе
по кассационной жалобе акционерного общества "МиассЭлектроАппарат" на решение Миасского городского суда Челябинской области от 01.06.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30.08.2021.
Заслушав доклад судьи Коренева А.С, объяснения прокурора Тепловой М.Н, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Челябинский прокурор по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах, действующий в интересах Российской Федерации в лице Минобороны Российской Федерации обратился в суд с иском и окончательно поддержал требование: возложить на АО "МиассЭлектроАппарат" (далее - Общество) обязанность ежемесячно не позднее 25 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Минобороны РФ через закрепленное за обществом 1077 Военное представительство Минобороны РФ отчетность об исполнении контрактов, заключенных в целях выполнения государственного оборонного заказа, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47, Приказом Минобороны РФ 08.10.2018 N 554.
Требования мотивированы тем, что Общество является исполнителем контрактов в рамках государственного оборонного заказа. В результате прокурорской проверки установлено невыполнение Обществом требований законодательства о государственном оборонном заказе в части предоставления ежемесячной отчетности о выполнении контрактов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минобороны РФ и 1077 Военное представительство Минобороны РФ (далее - 1077 Военное представительство).
Решением Миасского городского суда Челябинской области от 01.06.2021 исковые требования Прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить обжалуемые судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при установленной явке, поскольку лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о судебном разбирательстве в суде кассационной инстанции (ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела и законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Судом установлено, что за Обществом закреплено 1077 Военное представительство.
1077 Военным представительством в адрес Общества неоднократно направлялись письма с требованием представить отчеты об исполнении государственных контрактов, данные требование не были выполнены Обществом.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное к Обществу требование, поскольку пришел к выводу, что 1077 Военное представительство вправе требовать представления отчетов о выполнении контрактов, тогда как их непредставление Обществом нарушает права Минобороны РФ на получение информации об исполнении каждого контракта, в порядке, установленном Правительством РФ (п. 16 ч. 2 ст. 8 Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе"), вследствие чего невозможен контроль качества работ на данном предприятии (п. 1 Положения о военных представительствах Минобороны РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 N 804).
Руководствуясь п.п. 2, 15 Приказа Министра обороны РФ от 08.10.2018 N 554 суд возложил обязанность по представлению отчетов до 25 числа календарного месяца на Общество.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился, оставил апелляционную жалобу АО "МиассЭлектроАппарат" без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции проверил и отклонил довод апелляционной жалобы о том, что Общество не является организацией, обязанной ежемесячно предоставлять в Минобороны РФ отчет, поскольку непосредственно в данной организации не создано военное представительство. Суд исходил из того, что на военных представителей распространяются все права и обязанности, предусмотренные для военных представительств, созданных в организации, в том числе право требовать от исполнителей отчетов о выполнении государственных контрактов. Направление представителя в Общество для контроля работ не освобождает от обязанности представить отчеты.
В кассационной жалобе Общество настаивает на том, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление ежемесячных отчетов. Положение о военных представительствах регулирует права и обязанности, связанные с контролем качества и приемки изделий военной техники, право требования отчета об исполнении государственных контрактов не предусмотрено.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции отклоняет изложенные доводы, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права относительно как права военного представительства требовать представления отчётов, так и обязанности Общества по оформлению данной отчетности.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации" военные представительства осуществляют контроль качества военной продукции и ее приемку в случаях, установленных государственными контрактами (контрактами). Военные представительства вправе контролировать качество военной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки, производства, сервисного обслуживания, ремонта, модернизации и утилизации этой продукции.
Довод Общества об отсутствии у него обязанности представлять отчеты, поскольку военное представительство в обществе не создавалось, а было направлено в общество (закреплено за обществом) в части осуществления контроля качества производимой продукции по отдельным договорам в рамках оборонного заказа, не является основанием для отмены судебных актов, принимая во внимание, что на военных представителей, которые направляются в организации для осуществления контроля качества военной продукции распространяются все права и обязанности, предусмотренные для военных представительств, созданных при организациях.
Возложение данной обязанности соответствует правовым основам государственного регулирования отношений, связанных с государственным контролем в сфере оборонного заказа (ст. 1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе"), права Общества принятыми судебными постановлениями не нарушены.
Таким образом, по настоящему делу отсутствуют основания для отмены судебных постановлений по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Миасского городского суда Челябинской области от 01.06.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30.08.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "МиассЭлектроАппарат" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.