Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-550/2021 по иску Колотовой Риммы Венедиктовны к администрации муниципального образования Алапаевское, муниципальному казенному учреждению "Расчетный центр муниципального образования Алапаевское" о признании действий незаконными, нарушении прав и законных интересов по представлению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на их получение, по кассационной жалобе Колотовой Риммы Венедиктовны на решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 11 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Колотова Р.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Алапаевское (далее - администрация МО Алапаевское), муниципальному казенному учреждению "Расчетный центр муниципального образования Алапаевское" (далее - МКУ "Расчетный центр муниципального образования Алапаевское") о признании действий незаконными, нарушении прав и законных интересов по предоставлению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года, признании права на их получение с 01 января 2010 года.
Гражданское дело поступило в Алапаевский городской суд после апелляционного рассмотрения Свердловским областным судом частной жалобы истца Колотовой Р.В. на определение Алапаевского городского суда от 17 февраля 2021 года, которым производство по исковому заявлению Колотовой Р.В. в части требований о признании незаконными действий по отказу в выплате компенсации расходов на транспортировку твердого бытового топлива за 2014-2016 годы, признании права на получение компенсации за 2014-2016 годы, взыскании невыплаченной компенсации и компенсации морального вреда за 2014-2016 годы, а также в части требований о взыскании невыплаченной компенсации за 2017 год прекращено на основании абзаца 3 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением Свердловского областного суда от 21 апреля 2021 года, ошибочно указанным как от 21 апреля 2020 года, определение Алапаевского городского суда Свердловской области от 17 февраля 2021 года в части прекращения производства по делу Колотовой Р.В. к Администрации муниципального образования Алапаевское, муниципальному казенному учреждению "Расчетный центр муниципального образования Алапаевское" о признании действий незаконными, нарушении прав и законных интересов по предоставлению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года, признании права на их получение с 01 января 2010 года отменено. В остальной части определение Алапаевского городского суда Свердловской области от 17 февраля 2021 года оставлено без изменения.
В обоснование заявленных требований Колотова Р.В. указала, что она является бывшим педагогическим работником - пенсионером, работавшим в сельской местности. В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона Свердловской области от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года. Просила признать за ней право на их получение с 01 января 2010 года.
Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 11 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 сентября 2021 года, в удовлетворении исковых требований Колотовой Р.В. отказано.
В кассационной жалобе Колотова Р.В. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Колотова Р.В, представители ответчиков администрации МО Алапаевское, МКУ "Расчетный центр муниципального образования Алапаевское", сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Пунктом 1 статьи 35 Областного закона от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (в редакции Закона Свердловской области от 27 июня 2008 года N 39-ОЗ) было предусмотрено, что для педагогических работников областных государственных образовательных организаций, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, областных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, областных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, настоящим Областным законом устанавливается мера социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.
В соответствии со статьей 37 указанного Областного закона от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ, мера социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением предоставлялась в форме, в том числе компенсации 100 процентов расходов на оплату электроснабжения, отопления (теплоснабжения, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления) и (или) газоснабжения (в части поставок бытового газа для газового отопления в домах, не имеющих центрального отопления).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона N 78-ОЗ от 15 июля 2013 года "Об образовании в Свердловской области", действующего с 01 сентября 2013 года, для педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, имеющих стаж работы по специальности в соответствующих образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, установлено право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации 100 процентов расходов на оплату электроснабжения, отопления (теплоснабжения, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления) и (или) газоснабжения (в части поставок бытового газа для газового отопления в домах, не имеющих центрального отопления).
Порядок предоставления на территории Свердловской области мер социальной поддержки, предусмотрен постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 690-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа" (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункта 6 главы 3 указанного Порядка, назначение компенсации указанных расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственном полномочием Свердловской области по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан, на основании заявления о назначении компенсации расходов по форме согласно приложению к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Колотова Р.В. является получателем пенсии по старости, до выхода на пенсию работала педагогом в сельской местности, в связи с чем имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату твердого топлива (дров), оплату транспортных услуг для доставки топлива в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 78-ОЗ от 15 июля 2013 года "Об образовании в Свердловской области".
Согласно справки N 321 от 20 января 2010 года, выданной ТОИОГВСО - УСЗН МСЗН СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району, с 01 января 2010 года истец имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Свердловской области "Об образовании в Свердловской области" N 26-ОЗ от 16 июля 1998 года.
По сведениям МКУ "Расчетный центр муниципального образования Алапаевское" за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2017 года компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Колотовой Р.В. выплачивалась в полном объеме.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для удовлетворения требований о признании действий ответчиков незаконными, нарушении прав и законных интересов истца по предоставлению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года, а также признании права на их получение с 01 января 2010 года, не имеется, поскольку до 31 декабря 2009 года ответчики не являлись лицами, уполномоченными на предоставление и организацию предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а право истца после 01 января 2010 года ответчик не только не оспаривают, но и не нарушают, обеспечивая реализацию истцом своих прав, предоставляя истцу все необходимые меры социальной поддержки в предусмотренном законом порядке.
Установив, что Колотовой Р.В, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что она обращалась за назначением компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 01 января 2010 года и доказательств того, что указанные меры социальной поддержки по состоянию на 31 декабря 2009 года ей не предоставлялись, учитывая также, что Колотовой Р.В. не приведены сведения о том, в чем конкретно заключается нарушения ее прав по предоставлению мер социальной поддержки по состоянию на 31 декабря 2009 года, суд первой инстнации пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Колотовой Р.В. о том, что в период с 2014 по 2017 года ей не возмещались расходы за доставку твердого топлива, судебной коллегией отклоняются, поскольку к предмету рассмотрения настоящего спора не относятся. Кроме того, относительно взыскания данных расходов Колотовой Р.В. ранее были заявлены исковые требования, которые разрешены судами.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права, не содержат указания на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражают несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 397.6, 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 11 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Колотовой Риммы Венедиктовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.