Кассационный военный суд в составе председательствующего Иванова В.В., судей Авдонкина В.С. и Шпакова С.П., при секретаре судебного заседания Семенец М.К., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-50/2021 по кассационной жалобе административного истца Лобас Натальи Викторовны на апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 15 октября 2021 г., принятое по административному исковому заявлению "данные изъяты" Лобас Н.В. об оспаривании действий начальника территориального отдела "данные изъяты" (далее - территориальный отдел "данные изъяты" "Росжилкомплекс"), связанных с отказом в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Авдонкина В.С, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителя административного истца Илюхина Р.Н. в поддержку доводов жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Белогорского гарнизонного военного суда от 29 июля 2021 г. административное исковое заявление Лобас удовлетворено: суд признал незаконными действия начальника территориального отдела " "данные изъяты" "Росжилкомплекс", связанные с отказом во внесении в учетные данные административного истца сведений об изменении избранного после увольнения с военной службы постоянного места жительства на г. "данные изъяты" и формы обеспечения жилым помещением на предоставление готового жилого помещения, а также обязал указанное должностное лицо повторно рассмотреть заявление Лобас от 24 мая 2021 г. об изменении избранного после увольнения с военной службы постоянного места жительства и формы обеспечения жилым помещением.
Обжалуемым апелляционным определением 1-го Восточного окружного военного суда указанное выше решение суда отменено и принято по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В поданной 20 ноября 2021 г. кассационной жалобе административный истец, считая принятое апелляционное определение незаконным в связи с неправильным применением норм материального права, просит его отменить и оставить в силе принятое по делу решение гарнизонного военного суда.
В обоснование жалобы Лобас, ссылаясь на нормы законодательства, регламентирующего право военнослужащих на жилище, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что поскольку она была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях с формой обеспечения в виде жилищной субсидии, то вправе изменить ранее избранное место жительства и форму такого обеспечения - на предоставление жилого помещения. При этом она считает, что предоставление жилищной субсидии не является формой жилищного обеспечения военнослужащих, а законодательство не содержит запрета на изменение военнослужащим ранее избранного им постоянного места жительства.
В возражениях на кассационную жалобу представитель административного ответчика "данные изъяты" "Росжилкомплекс" Хилова Е.А. считает доводы жалобы несостоятельными, а обжалуемый судебный акт - законным и обоснованным, ввиду чего просит оставить его без изменения.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривающими дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Согласно установленным судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам Лобас, проходящая военную службу по контракту с 2008 г. и достигшая в мае 2019 г. предельного возраста пребывания на военной службе, была с 21 июля 2020 г. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в избранном ею месте жительства - "адрес"
3 сентября 2020 г. Лобас предоставила в уполномоченный жилищный орган заявление о перечислении жилищной субсидии и договор об открытии банковского счета, после чего эти сведения были внесены Единый реестр военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях.
13 мая 2021 г. Лобас заключила новый контракт о прохождении военной службы на один год, до 12 мая 2022 г.
24 мая 2021 г. административный истец обратилась в территориальный отдел " "данные изъяты" "Росжилкомплекс" с заявлением об изменении избранного ею ранее места жительства после увольнения с военной службы с г. "данные изъяты" на г. "данные изъяты", а также формы обеспечения жилым помещением с жилищной субсидии на предоставление непосредственно жилого помещения, рассмотрев которое начальник указанного отдела отказал в изменении ранее избранного места жительства и формы обеспечения жилым помещением, ссылаясь на 18 и 19 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Исходя из данных обстоятельств дела, обоснованно применив к ним положения п. 1, 18 и 19 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 4 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. N 1768, п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512 и действовавших до 31 октября 2020 г, п. 1 Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, суд апелляционной инстанции правильно отменил решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных административным истцом требований и принял новое решение по делу, которым отказал в удовлетворении этих требований.
Так, согласно п. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 151 данного Закона.
В соответствии с п. 18 ст. 15 того же Закона право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз.
Пунктом 19 той же статьи Закона установлено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Во взаимосвязи в указанными выше положениями п. 4 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. N 1768, предусмотрено, что военнослужащие, имеющие в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" право на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства, в заявлении о признании нуждающимся в жилом помещении, подаваемом по форме согласно приложению, указывают избранное место жительства. Аналогичное правило было закреплено в п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512 и действовавших до 31 октября 2020 г.
Вопреки доводам административного истца из приведенных выше правовых положений следует, что уже при подаче военнослужащим заявления о признании нуждающимся в жилом помещении, вне зависимости об избираемой формы обеспечения - предоставление жилого помещения или жилищной субсидии, он должен указать для реализации своего право на жилище избираемое им место жительства. Если в дальнейшем он изъявит желание изменить ранее избранное место жительства, то ему предоставляется жилищная субсидия.
Указание военнослужащим избранного место жительства в заявлении о признании нуждающимся в жилом помещении имеет существенное значение для реализации им своего права, а государству - обязанности по обеспечению жилым помещением. Так, в зависимости от избранного военнослужащим места жительства применяется учетная норма площади жилого помещения, что следует, в частности, из ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, п. 5 указанных выше Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях. Кроме того, с учетом в том числе этих сведений Минобороны России формирует, определяет потребность в жилых помещениях и (или) денежных средствах на приобретение или строительство жилых помещений, что отражено, в частности, в п. 14 указанных выше Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, в п. 2-4 приказа Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N 510.
Таким образом, обжалуемое апелляционное определение является законным и обоснованным. Нарушений норм процессуального права, влекущих его отмену или изменение, в том числе в безусловном порядке, по делу не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177, 327, п. 1 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 15 октября 2021 г. по административному исковому заявлению Лобас Натальи Викторовны оставить без изменения, а ее кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
В.В. Иванов Судьи В.С. Авдонкин С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.