N 88-2356/2021
21 декабря 2021 г. г. Новосибирск
Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И, судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л, при секретаре судебного заседания Орловой Е.В, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу гражданского истца Репиной Н.В. на решение Петрозаводского гарнизонного военного суда от 27 мая 2021 г. по гражданскому делу N 2-12/2021 и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 19 августа 2021 г, принятые по исковому заявлению "звание" Репиной Нины Васильевны к "данные изъяты" (далее именуется Управление) о признании права на получение субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения и возложении на Управление обязанности выплатить указанную жилищную субсидию.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего установленные судебными инстанциями обстоятельства дела и содержание принятых по нему судебных постановлений, а также доводы кассационной жалобы и суть поступивших на неё возражений,
УСТАНОВИЛ:
вышеназванным решением Петрозаводского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением 1-го Западного окружного военного суда, отказано в удовлетворении требований искового заявления Репиной Н.В. о признании за ней права на получение субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") и возложении на гражданского ответчика обязанности по выплате указанной субсидии (далее именуемой жилищной субсидией).
В кассационной жалобе, поданной 9 ноября 2021 г, гражданский истец просит отменить принятые судебные постановления ввиду нарушения судами норм материального права и принять по гражданскому делу новое решение об удовлетворении требований иска в полном объёме.
В обоснование автор жалобы приводит собственный анализ статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также отдельных норм статьи 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЖК РФ) и статей 15 и 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", по итогам чего делает вывод о наличии у граждан, которые на дату вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации проживали в служебном жилье, права состоять на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений вне зависимости от того, принимались ли уполномоченными органами какие-либо решения по данному вопросу.
Излагая это утверждение в ситуативном контексте фактических обстоятельств, установленных судебными инстанциями при разбирательстве по гражданскому делу, но выражая при этом несогласие с теми выводами, которые содержатся в обжалуемых судебных постановлениях, Репина Н.В. обращает внимание на то, что она уволена с военной службы в отставку в ноябре 2008 года при общей продолжительности выслуги более 10 лет, будучи обеспеченной на весь период военной службы служебным жилым помещением. В этом жилье она в настоящее время проживает с... дочерями и внуком, являющимися членами её семьи. При этом она дважды обращалась в жилищную комиссию Управления с просьбой о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания. Те решения жилищного органа, которыми данная просьба была оставлена без удовлетворения, она полагает незаконными, а отказ в удовлетворении своих заявлений при оспаривании данных решений в судебном порядке связывает с ошибками, допущенными при оформлении своих исковых требований, а также с неправильным применением судебными инстанциями норм материального права. Считает, что все члены её семьи вправе рассчитывать на обеспечение жилым помещением от военного ведомства в силу прямого действия приведённых выше норм закона.
Соответственно решение жилищной комиссии Управления от 24 сентября 2008 г. об отказе в принятии её на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания не имеет, по мнению автора кассационной жалобы, правового значения для разрешения заявленных исковых требований.
Представителем гражданских ответчиков - начальника и жилищной комиссии Управления Проскуриным А.Е. поданы возражения, в которых приводится обоснование несостоятельности доводов кассационной жалобы и содержится просьба об оставлении её без удовлетворения, а обжалуемых судебных постановлений - без изменения.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой или апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу подобных оснований не имеется.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что Репина Н.В. проходила военную службу в Управлении с 1996 года по 27 ноября 2008 года, уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней.
Её супругу, который являлся военнослужащим этого же воинского формирования, на состав семьи из... человек было предоставлено служебное жилое помещение, где Репина Н.В. после прекращения брака осталась проживать с детьми и внуком.
Дважды, - в сентябре 2008 и в апреле 2019 гг. жилищная комиссия воинской части рассматривала заявления Репиной Н.В. о принятии её с членами семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Оба раза ей было отказано в удовлетворении данной просьбы, причём в первом случае на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, - в связи с непредставлением документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а во втором - в соответствии с пунктом 2 той же правовой нормы, то есть в связи с представлением гражданами документов, которые не подтверждают их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Оставляя без удовлетворения исковые требования Репиной Н.В, суд первой инстанции, вопреки доводам её кассационной жалобы, правильно применил нормы материального права исходя из установленных по делу обстоятельств, согласно которым она на момент прекращения военно-служебных отношений не состояла на учёте в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и не состоит на таком учёте в настоящее время, что, в свою очередь, указывает на отсутствие правовых оснований для признания за нею права на получение жилищной субсидии, поскольку сам по себе факт проживания гражданина в служебном жилом помещении, которое находится на балансе военного ведомства, не может признаваться в качестве такого основания.
Суд апелляционной инстанции мотивированно согласился с правовым обоснованием выводов суда первой инстанции, отметив при этом, что возможность жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в форме предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения впервые была предусмотрена Федеральным законом от 28.12.2013 N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих".
Судебная коллегия Кассационного военного суда находит, что при разрешении спорных правоотношений гарнизонный и окружной военные суды верно истолковали применимые нормы статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также положения Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу "данные изъяты", и членам их семей, утверждённого приказом "данные изъяты" от 15.10.2014 N 587 (далее - Порядок), и Правил организации "данные изъяты" работы по обеспечению жилыми помещениями, утверждённых приказом "данные изъяты" от 24.10.2011 N 590, и по итогам не вызывающей сомнений в своей полноте и всесторонности оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришли к мотивированным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Репиной Н.В. исковых требований.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Абзацем третьим того же пункта предусматривается, что военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Согласно пункту 1 Порядка в целях определения потребности "данные изъяты" в денежных средствах на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и учёта военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", проходящих военную службу по контракту "данные изъяты", и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и обеспечиваемых жилыми помещениями в форме предоставления жилищной субсидии, для предоставления им жилищной субсидии жилищной комиссией "данные изъяты" принимается решение, которое оформляется протоколом заседания жилищной комиссии.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" статус военнослужащих граждане приобретают с началом военной службы и утрачивают с окончанием военной службы.
Поскольку истец на момент прекращения в 2008 году правоотношений, которыми было обусловлено наличие у неё статуса военнослужащего, не состояла на учёте в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения за счёт ведомства, в котором предусмотрена военная служба, и к настоящему моменту также не возникло оснований для принятия её на указанный учет в целях реализации права на обеспечение жилым помещением в порядке статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то следует признать правильными выводы судов о необходимости отказа в удовлетворении требований Репиной Н.В. о признании за нею права на получение субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения и возложении на гражданского ответчика обязанности выплатить эту субсидию.
Доводы гражданского истца о том, что она вместе с членами своей семьи может реализовать такое право в силу требований статьи 13 Закона о введении в действие ЖК РФ и вне зависимости от их признания нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания, несостоятельны.
Данной нормой материального закона установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учёте, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьёй 13 Закона о введении в действие ЖК РФ предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьёй указанные граждане, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учёте (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Таким образом, статья 13 Закона о введении в действие ЖК РФ дополняет определённый частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений и не устанавливает каких-либо оснований, в том числе безусловных, для принятия граждан на жилищный учёт в таком порядке, которым не предусматривается регулирование соответствующих общественных отношений органами государственной власти Российской Федерации.
Поэтому решение Петрозаводского гарнизонного военного суда и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда не вызывают сомнений в своих обоснованности и законности, в том числе в отношении правильности применения судебными инстанциями норм материального права, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь отмену или изменение обжалованных судебных постановлений в кассационном порядке. Позиция гражданского истца и доводы в её обоснование получили надлежащую оценку со стороны судебных инстанций, отвергнуты ими правомерно и с приведением убедительных мотивов.
Оснований к безусловной отмене обжалованных судебных актов согласно нормативным положениям части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь статьями 379.5, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Петрозаводского гарнизонного военного суда от 27 мая 2021 г. и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 19 августа 2021 г, принятые по исковому заявлению Репиной Нины Васильевны к "данные изъяты", оставить без изменения, а кассационную жалобу гражданского истца - без удовлетворения.
Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вынесения, в порядке главы 41 (? 2) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Определение Кассационного военного суда изготовлено в полном объёме 21 декабря 2021 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.