Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Черемисина Е.В. и Мишиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе исполняющего обязанности главы муниципального района "Карымский район" Забайкальского края, поданной через суд первой инстанции 22 октября 2021 года, по кассационной жалобе администрации сельского поселения "Маякинское" муниципального района "Карымский район" Забайкальского края, поданной через суд первой инстанции 16 ноября 2021 года, на решение Карымского районного суда Забайкальского края от 14 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 12 августа 2021 года по административному делу N 2а-315/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Карымского района Забайкальского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения "Маякинское" муниципального района "Карымский район" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волкову А.Г, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Карымского района Забайкальского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Карымский районный суд Забайкальского края с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения "Маякинское" муниципального района "Карымский район" Забайкальского края, в котором просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения и администрации района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению сёл Зубковщина и Маяки источниками наружного противопожарного водоснабжения; обязать администрацию сельского поселения обеспечить сёла Зубковщина и Маяки источниками наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренными частью 2 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары), в течение 3 месяцев со дня вступления рения суда в силу; обязать администрацию района профинансировать обеспечение сёл Зубковщина и Маяки источниками наружного противопожарного водоснабжения в случае недостаточности средств у сельского поселения "Маякинское" на указанные цели из предоставленных межбюджетных трансфертов.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка в отношении сельского поселения "Маякинское" и муниципального района "Карымский район" на предмет соблюдения законодательства об охране населенных пунктов от пожаров.
В ходе проверки установлен факт отсутствия источников наружного противопожарного водоснабжения на территории сёл Зубковщина и Маяки.
14 декабря 2020 года между администрацией муниципального района "Карымский район" и администрацией сельского поселения "Маякинское" заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий администрации района к администрации сельского поселения, в том числе по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, на осуществление которых сельскому поселению предоставлены межбюджетные трансферы в размере 112 500 рублей.
Однако вопреки данному соглашению и возложенной законом обязанности надлежащие меры по обеспечению указанных населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения административными ответчиками не принято.
Решением Карымского районного суда Забайкальского края от 14 мая 2021 года требования административного истца удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации сельского поселения "Маякинское" и администрации муниципального района "Карымский район", выразившееся в непринятии мер по обеспечению сёл Зубковщина и Маяки Карымского района Забайкальского края источниками наружного противопожарного водоснабжения, незаконным; на администрацию сельского поселения "Маякинское" муниципального района "Карымский район" возложена обязанность обеспечить сёла Зубковщина и Маяки источниками наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренными частью 2 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары) в течении 3 месяцев со дня вступления рения суда в силу; на администрацию муниципального района "Карымский район" возложена обязанность профинансировать обеспечение сёл Зубковщина и Маяки источниками наружного противопожарного водоснабжения в случае недостаточности средств у сельского поселения "Маякинское" на указанные цели из предоставленных межбюджетных трансфертов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 12 августа 2021 года изменен абзац 3 резолютивной части решения Карымского районного суда Забайкальского края от 14 мая 2021 года, на администрацию сельского поселения "Маякинское" муниципального района "Карымский район" возложена обязанность обеспечить сёла Зубковщина и Маяки одним из источников наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренных частью 2 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары), в течение 3 месяцев со дня вступления рения суда в силу. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В кассационной жалобе исполняющий обязанности главы муниципального района "Карымский район" Забайкальского края ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов, указывая на нарушение судами норм материального права.
Указывает на необоснованность возложения на администрацию района обязанности по финансированию обеспечения сёл Зубковщина и Маяки источниками наружного противопожарного водоснабжения, так как обеспечение сёл источниками наружного противопожарного водоснабжения относится к вопросам местного значения поселения, исполняемых за счет собственных средств, иное означает вмешательство в бюджетные процессы и самостоятельность органа местного самоуправления. Заключенным соглашением о передаче осуществления части полномочий муниципального района N 55 от 14 декабря 2020 года полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельских поселений не передавались.
В кассационной жалобе администрация сельского поселения "Маякинское" муниципального района "Карымский район" Забайкальского края ставит вопрос об изменении постановленных судебных актов в части возложения обязанности по обеспечению села Зубковщина источниками наружного противопожарного водоснабжения, указывая на нарушение судами норм материального права.
Полагает, что село Зубковщина надлежащим образом обеспечено противопожарными средствами, что следует из результатов проведенной администрацией в 2021 года переписи населения, согласно которым в селе Зубковщина проживает 43 человека, что в силу части 5 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" допускает возможность не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.
Относительно доводов кассационных жалоб прокуратурой Забайкальского края принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что по результатам проведенной прокуратурой Карымского района проверки исполнения законодательства о соблюдении пожарной безопасности в сельском поселения "Маякинское" муниципального района "Карымский район", в состав которого входят сёла Маяки и Зубковщина, установлено, что на территории сёл Зубковщина и Маяки в нарушение действующего законодательства отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения.
Разрешая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией сельского поселения допущены нарушения требований пожарной безопасности, закрепленных статьями 63, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктами 75, 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, выразившиеся в отсутствии на территории сёл Зубковщина и Маяки источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, в связи с чем возложил на администрацию сельского поселения обязанность по устранению выявленных нарушений, а на администрацию района - обязанность профинансировать данные мероприятия в случае недостаточности средств у сельского поселения на указанные цели из предоставленных межбюджетных трансфертов.
Проверяя законность принятого решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суд первой инстанции о наличии предусмотренной законом обязанности органа местного самоуправления по обеспечению мер пожарной безопасности посредством обеспечения сёл Зубковщина и Маяки источниками наружного противопожарного водоснабжения, и установленного факта неисполнения данной обязанности администрацией сельского поселения, что являлось основанием для признания указанного бездействия незаконным с возложением обязанности по устранению выявленных нарушений.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, принимая во внимание требования статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и СП 813130 об альтернативном выборе источников наружного противопожарного водоснабжения, наличие в администрации мотопомпы и наличие на территории сельских поселений рек, пришел к выводу об изменении решения суда в части с возложением на администрацию сельского поселения обязанности по обеспечению с. Зубковщина и Маяки одним из видов источников наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренных частью 2 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары).
Выводы судов являются правильными.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзацы 1, 2 ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Понятие пожара и пожарной безопасности закреплено в части 1 статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которой пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Исходя из изложенного, к предупреждению чрезвычайных ситуаций природного характера относится, в том числе соблюдение пожарной безопасности в целях предупреждения возникновения пожаров.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131) к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Устава сельского поселения "Маякинское" муниципального района "Карымский район" к вопросам местного значения, входящих в компетенцию администрации сельского поселения, отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно- территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 указанного Федерального закона предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии с положениями статьей 68 Федерального закона N 123 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
С учетом приведенного правового регулирования, удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что грубые нарушения требований пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного крута лиц и создают предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации при возгорании объектов на территории сельских поселений и могут повлечь за собой значительные человеческие жертвы и материальный ущерб, в связи с чем заключенным соглашением о передаче осуществления части полномочий муниципального района N 55 от 14 декабря 2020 года - поселениям переданы полномочия в том числе по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, на осуществление которых сельскому поселению "Маякинское" предоставлены межбюджетные трансферты в размере 112500 рублей.
Исходя из обстоятельств дела, отсутствие в рассматриваемых населенных пунктах источников наружного пожарного водоснабжения вызвано бездействием не только администрации сельского поселения, но и администрации района, что выразилось в ненадлежащем контроле по исполнению условий соглашения администрацией сельского поселения, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о наличии бездействия муниципального района и оснований для возложения обязанности а по финансированию обеспечения сёл Зубковщина и Маяки источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Вопреки утверждениям кассаторов, указанное соответствует требованиям закона и заключенного между администрациями соглашения, и не свидетельствует о вмешательстве в бюджетные процессы и самостоятельность деятельности органа местного самоуправления.
В целом доводы кассационных жалоб повторяют позицию административных ответчиков в судах первой и апелляционной инстанций, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
По существу доводы жалоб направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, указанных в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебными инстанциями не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Карымского районного суда Забайкальского края от 14 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 12 августа 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.