Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Евтифеевой О.Э, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ахмедова Джамшеда Джамоловича, поданную 13 ноября 2021 года, на решение Березовского районного суда Красноярского края от 29 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 августа 2021 года
по административному делу N 2а-1612/2021 по административному исковому заявлению Управления по вопросам миграции Главного Управления Министерства внутренних дел по Красноярскому краю к Ахмедову Джамшеду Джамоловичу о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения участвовавших в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Верховного Суда Республики Хакасия представителя Ахмедова Д.Д.- Чертыкова М.К, поддержавшего доводы кассационной жалобы прокурора Коган А.Г, полагавшей, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление по вопросам миграции Главного Управления Министерства внутренних дел по Красноярскому краю (далее - Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю) обратилось в суд с административным иском к Ахмедову Джамшеду Джамоловичу о временном помещении иностранного гражданина в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю до 28 сентября 2021 года.
В обоснование заявленных требование указало, что решением ГУ МВД России по Красноярскому краю от 2 марта 2021 года гражданину Республики "данные изъяты" Ахмедову Д.Д. не разрешен въезд на территорию РФ. 12 марта 2021 года Ахмедову Д.Д. аннулировано ранее выданное разрешение на временное проживание в Российской Федерации. 26 марта 2021 года Ахмедов Д.Д. ознакомленный с решением об аннулировании ему разрешения на временное проживание в РФ. Ахмедов Д.Д. не выехал из России в установленный пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" пятнадцатидневный срок. 25 июня 2021 года ГУ МВД России по Красноярскому краю утверждено решение о депортации Ахмедова Д.Д. 28 июня 2021 года Ахмедов Д.Д. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю на срок до 48 часов.
Решением Березовского районного суда Красноярского края от 29 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 16 августа 2021 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 13 ноября 2021 года, Ахмедов Д.Д. ставит вопрос об отмене решения Березовского районного суда Красноярского края от 29 июня 2021 года и апелляционного определения судьи судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 августа 2021 года, со ссылкой на нарушения норм материального права. В обоснование кассационной жалобы ссылается на отсутствие за время проживания административного истца фактов нарушения уголовного и административного законодательства Российской Федерации, также выражает несогласие с решением о депортации от 25 июня 2021 года, поскольку оно вынесено с нарушением положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Указа Президента РФ от 15 июня 2021 N364 "О временных мерах по регулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", без учета семейного положения административного ответчика, в том числе обстоятельств проживания на территории Российской Федерации супруги- гражданки Российской Федерации и матери, которая имеет вид на жительство и оформляет гражданство Российской Федерации. Кроме того, просит признать незаконными решение о не разрешении въезда в РФ, решение о депортации от 25 июня 2021 года, решение об аннулировании вида на жительство иностранного гражданина.
Представленные вместе с кассационной жалобой в подтверждение доводов административного ответчика дополнительные документы не могут быть приняты кассационным судом исходя из полномочий суда кассационной инстанции, предусмотренных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заявленные административным ответчиком в кассационной жалобе требования о признании незаконными разрешении въезда в РФ от 2 марта 2021 года, решение о депортации от 25 июня 2021 года, решение об аннулировании вида на жительство иностранного гражданина от 12 марта 2021 года не могут быть приняты к рассмотрению судом кассационной инстанции в силу отсутствия таких полномочий.
На кассационную жалобу представлены возражения Прокуратуры Красноярского края.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Ахмедов Д.Д. является гражданином Республики Таджикистан, 2 марта 2021 года решением Центра противодействия экстремизма ГУ МВД России по Красноярскому краю Ахмедову Д.Д. въезд на территорию Российской Федерации не разрешен на основании пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Решением ГУ МВД России по Красноярскому краю от 12 марта 2021 года Ахмедову Д.Д. аннулировано ранее выданное разрешение на временное проживание в РФ по основаниям, предусмотренным пунктом 1.2 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в связи с принятием решения о неразрешении въезда в РФ данного гражданина.
26 марта 2021 года Ахмедов Д.Д. ознакомлен с вынесенным в отношении него решением, однако Ахмедов Д.Д. не выехал из Российской Федерации в установленный пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" пятнадцатидневный срок.
26 марта 2021 года Ахмедов Д.Д. обратился в Центральный районный суд г. Красноярска с исковым заявлением о признании незаконным вынесенного ГУ МВД России по Красноярскому краю в отношении него решения об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ. Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 22 июня 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Ахмедова Д.Д. отказано.
25 июня 2021 года ГУ МВД России по Красноярскому краю утверждено решение о депортации Ахмедова Д.Д, которое вручено ему 29 июня 2021 года.
28 июня 2021 года Ахмедов Д.Д. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю на срок до 48 часов.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 4 статьи 25.10, статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", статей 7, 31 Федерального закона от 25 июля 2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", исходя из необходимости исполнения решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территорий Российской Федерации, его депортации и невозможности немедленного осуществления депортации за счет казны РФ, в связи с необходимостью решения финансовых вопросов, приобретением проездного документа, удовлетворил заявленные требования о помещении Ахмедова Д.Д. в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю. При этом суд первой инстанции установилсрок нахождения Ахмедова Д.Д. в Центре временного содержания иностранных граждан до 28 сентября 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Пункт 9 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом "f" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Временное помещение иностранного гражданина подлежащего депортации в Центр временного содержания требованиям закона не противоречит, доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, требующих судебной защиты, по административному делу не представлено. Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого гражданина и не влечет нарушение прав.
Доводам административного ответчика о наличии у него семьи - супруги, гражданки Российской Федерации и матери, проживающих на территории Российской Федерации, дана правовая оценка судом апелляционной инстанции, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Также судом апелляционной инстанции правомерно указано, что установленный Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 N364 "О временных мерах по регулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" мораторий на принятия в указанный период в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства решении о нежелательности их пребывания (проживания), о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, что относится к Ахмедову Д.Д, которому Центром противодействия экстремизма ГУ МВД России по Красноярскому краю не разрешен въезд на территорию Российской Федерации.
Согласно подпункту б пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года включительно не принимаются решения (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании) об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации, о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы.
Таким образом, ссылки административного ответчика на нарушение судами вышеназванных положений Указов Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 и от 15 июня 2021 N364 подлежат отклонению как несостоятельные.
Основания полагать, что административным истцом допущено нарушение прав административного ответчика, исходя из установленных по делу обстоятельств, у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
В целом, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судов по результатам их оценки, административный ответчик фактически просит дать другую оценку содержащимся в материалах дела доказательствам, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не может являться.
Несогласие стороны с приведенной судом оценкой не свидетельствует о нарушении или неправильном применении судами норм права.
При рассмотрении дела судами нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березовского районного суда Красноярского края от 29 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.