Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.
судей: Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1312/2021 (N) по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах Цаповой И.Г. к Алтайской таможне о взыскании задолженности по выплате компенсации при увольнении, компенсации за задержку выплаты заработной платы
по кассационной жалобе Алтайской таможни на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 сентября 2021 г, кассационному представлению И.о. Западно-Сибирского транспортного прокурора на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения участвующего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи представителя Алтайской таможни Головина А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы и возражавшего относительно доводов кассационного представления, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, поддержавшего доводы кассационного представления и возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Барнаульский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах Цаповой И.Г. к Алтайской таможне о взыскании задолженности по выплате компенсации при увольнении, компенсации за задержку выплаты заработной платы.
В обоснование иска указано, что Барнаульской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению Цаповой И.Г. и установлено, что Цапова И.Г. по 30 сентября 2020 г. состояла на государственной гражданской службе в Алтайской таможне в должности главного государственного таможенного инспектора таможенного поста Аэропорт Барнаул.
Приказом начальника Алтайской таможни от 17 сентября 2020 г. N-К Цапова И.Г. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79- ФЗ).
Алтайской таможней при увольнении Цаповой И.Г. произведена выплата, причитающаяся ей в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ, в виде компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - 151 125 рублей 75 копеек.
Однако при расчете компенсации увольнении в связи с сокращением Цаповой И.Г. Алтайской таможней не были учтены выплаты материального стимулирования, что повлияло на размер выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
Ссылаясь на положения статей 14, 37, 50 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, прокурор с учетом уточнения исковых требований просил взыскать задолженность компенсации при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 28 167 рублей 30 копеек, компенсацию за задержку выплаты, причитающейся работнику при увольнении за период с 1 октября 2020 г. по 17 мая 2021 г. в размере 1 875 рублей 01 копейку.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 июня 2021г. исковые требования удовлетворены; взыскана с Алтайской таможни в пользу Цаповой И.Г. компенсация при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 28 167 рублей 30 копеек, компенсация за задержку выплаты заработной платы при увольнении за период с 1 октября 2020 г. по 17 мая 2021 г. в размере 1 875 рублей 01 копейка.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 сентября 2021 г. решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 июня 2021 г. в части взыскания с Алтайской таможни в пользу Цаповой И.Г. компенсации за задержку выплаты, причитающейся работнику за период с 1 октября 2020 г. по 17 мая 2021 г. в размере 1 875 рублей 01 копейки отменено и принято новое решение, которым отказано в удовлетворении данных требований. В остальной части указанное решение оставлено без изменения
Алтайской таможней на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 сентября 2021 г, подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
Барнаульским транспортным прокурором представлены возражения на кассационную жалобу.
И.о. Западно-Сибирского транспортного прокурора подано кассационное представление на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 сентября 2021 г. в котором ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления в части отказа во взыскании в пользу Цаповой И.Г. компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся ей денежных средств.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Цапова И.Г, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явилась, сведений о причинах неявки не представила, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просила.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения участвующего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи представителя Алтайской таможни Головина А.В, действующего на основании доверенности от 23 декабря 2019 г, поддержавшего доводы кассационной жалобы и возражавшего относительно доводов кассационного представления, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, поддержавшего доводы кассационного представления и возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу и кассационное представление не подлежащими удовлетворению.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
По настоящему делу нарушений, влекущих отмену решения суда первой инстанции в неотмененной части и апелляционного определения с учетом доводов кассационной жалобы, кассационного представления не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Цапова И.Г. по 30 сентября 2020 г. состояла на государственной гражданской службе в Алтайской таможне в должности главного государственного таможенного инспектора таможенного поста Аэропорт Барнаул.
Приказами Сибирского таможенного управления от 27 июня 2019 г. N229, от 19 сентября 2019 г. N249-П, от 11 декабря 2019 г. N466, от 8 апреля 2020 г. N105-П, от 11 июня 2020 г. N181-П утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе Алтайской таможни, на 1-4 кварталы 2019 года, на 1 квартал 2020 года.
Во исполнение данных приказов Алтайской таможней на основании изданных приказов от 27 сентября 2019 г. N-П, от 23 декабря 2019 г. N-П, от 27 апреля 2020 г. N-П, от 25 июня 2020 г. N-П Цаповой И.Г. выплачены суммы материального стимулирования в сумме - 84 502 рубля.
Приказом начальника Алтайской таможни от 17 сентября 2020 г. N-К Цапова И.Г. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 февраля 2014 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, а также правовыми разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации, изложенными в письме от 15 июля 2014 г. N14-04-05/34482, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выплаченное Цаповой И.Г. материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для выплаты компенсации при увольнении на основании приказа Алтайской таможни от 17 сентября 2020 г. N273-К в связи с сокращением штатной численности, в связи с чем удовлетворил исковые требования истца в полном объеме.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, установив, что выводы суда в части включения материального стимулирования при расчете среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, суд апелляционной инстанции согласился с принятым по делу решением в указанной части.
При этом судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда пришла к выводу о том, что положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не подлежат применению, поскольку оспариваемые в настоящем деле денежные суммы истцу при расторжении служебного контракта не начислялись, в связи с чем, взыскание с Алтайской таможни в пользу Цаповой И.Г. компенсации за задержку выплаты, причитающейся работнику за период со 1 октября 2020 г. по 17 мая 2021 г. в размере 1 875 рублей 01 копейка, является необоснованным и решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда первой инстанции в неотмененной части и суда апелляционной инстанции соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 названного Федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила N562).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем первым пункта 8 Правил N 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил N562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (в редакции действовавшей на момент рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций) установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (в редакции действовавшей на момент рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций) предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N238-7.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" постановлений Правительства Российской Федерации от 6 марта 2018 г. N 229-6, от 19 марта 2019г. N 283-14 и от 17 февраля 2020 г. N 168-8 в 2018, 2019 и 2020 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Приказами Сибирского таможенного управления от 27 июня 2019 г. N 229, от 19 сентября 2019 г. N 249-П, от 11 декабря 2019 г. N 466, от 8 апреля 2020 г. N 105-П, от 11 июня 2020 г. N 181-П утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе Алтайской таможни на 1-4 кварталы 2019 года, на 1 квартал 2020 года.
Данным приказом начальникам таможенных органов поручено обеспечить выплату средств материального стимулирования федеральным гражданским служащим в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 30 октября 2006 г. N 1058.
С учетом вышеприведенного правового регулирования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что выплаченное Цаповой И.Г. материальное стимулирование должно было учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности, неиспользованного отпуска, в связи с чем с ответчика в пользу материального истца Цаповой И.Г. подлежит взысканию задолженность по компенсации при увольнении в размере 28 167 рублей 30 копеек.
Суд апелляционной инстанции указал на то, что издание данных приказов свидетельствует о том, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производили начисление гражданским служащим выплаты стимулирующего характера (материальное стимулирование), фактически относящейся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащей включению в состав денежного содержания гражданского служащего.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что материальное стимулирование не входит в перечень дополнительных выплат, предусмотренных частью 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и пунктом 8 Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела и выводов судебных инстанций не опровергают.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
Кроме того, в ходе рассмотрения данного гражданского дела судебными инстанциями было установлено, что стимулирующие выплаты в пределах выделенных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих носили систематический характер во исполнении Постановлений Правительства Российской Федерации от 6 марта 2018 г. N 229-6, 19 марта 2019 г. N 283-14, 17 февраля 2020 г. N 168-8, предусматривающих в 2018, 2019 и 2020 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Судебными инстанциями при разрешении данного спора были правомерно учтены разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности (пункты 1, 5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N329.
Учитывая, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то есть связано с исполнением служащим его должностных обязанностей, осуществляется по результатам оценки достижения государственным служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, исходя из правовой природы указанных выплат, судебные инстанции правомерно учли указанные выплаты при расчете компенсации при увольнении истца в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа в соответствии с пунктом 8 Правил в порядке, предусмотренном для исчисления премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
В кассационной жалобе Алтайская таможня указывает на то, что судом не дана оценка правомерности расчета компенсационных выплат в соответствии с положениями письма Министерства труда и социальной защиты от 5 мая 2021 года N14-0/10/В-5300 "О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих". Между тем данное письмо направлено после возникновения спорных отношений и рассмотрения дела судом первой инстанции.
Кроме того, согласно указанному письму, в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.
При этом порядок выплаты средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность решения суда первой инстанции в неотмененной части и апелляционного определения, либо опровергали выводы судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы кассационного представления о необоснованности отказа во взыскании с ответчика компенсации за задержку выплаты, причитающейся работнику за период со 2 октября 2020 г. по 17 мая 2021 г. в размере 1 961 рубль 21 копейка подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Поскольку вышеуказанные денежные суммы истцу до принятия судом решения не начислялись, то положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежали, что было учтено судом апелляционной инстанций при разрешении данного спора.
Поскольку судом первой инстанции с учетом апелляционного определения и судом апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы, кассационного представления и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 июня 2021 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Алтайской таможни, кассационное представление И.о. Западно-Сибирского транспортного прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.