Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-963/2021 (УИД 42RS0013-01-2021-001479-17) по иску Литвинцева Владимира Алексеевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) о признании решений незаконными, включении в стаж периодов обучения и службы в Армии, перерасчете пенсии, ежемесячной доплаты к пенсии, по кассационной жалобе Литвинцева Владимира Алексеевича на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 31 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Литвинцев Владимир Алексеевич (далее по тексту - Литвинцев В.А, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) (далее тексту - УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное), ответчик) о признании решений, содержащихся в протоколах заседания комиссии УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) незаконными, включении в стаж на соответствующих видах работ для определения величины расчетного пенсионного капитала периодов обучения и прохождения службы в Армии, включении периода обучения и службы в Армии в стаж для расчета размере ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчете пенсии, перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии, судебных расходов.
С учетом уточнения исковых требований просил суд признать незаконными решения, содержащиеся в протоколах заседания комиссии УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное), а именно: в протоколе заседания комиссии УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) от 16 апреля 2014 г. N; протоколе заседания комиссии УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) от 22 июля 2014 г. N, включить периоды обучения и службы в Армии в стаж для расчета размера ежемесячной доплаты к пенсии, обязать УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) включить Литвинцеву В.А. в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1 для определения величины расчетного пенсионного капитала периоды с 1 сентября 1972 г. по 30 октября 1975 г. и с 30 мая 1976 г. по 15 июня 1976 г. обучения в СПТУ-37 г. Междуреченска, с 9 мая 1977 г. по 7 мая 1979 г. прохождения службы в Армии, обязать УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) произвести перерасчет страховой пенсии Литвинцева В.А. с 1 мая 2014 г, обязать включить периоды с 1 сентября 1972 г. по 30 октября 1975 г. п с 30 мая 1976 г. по 15 июня 1976 г. обучения в СПТУ-37 г. Междуреченска, с 9 мая 1977 г. по 7 мая 1979 г. прохождения службы в Армии в стаж для расчета размера ежемесячной доплаты к пенсии, произвести перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии с 1 ноября 2014 г.
Требования мотивированы тем, что с 28 апреля 2003 г. он является получателем страховой пенсии по старости по пункту 11 части 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 1 марта 2007 г. произведена конвертация пенсионных прав по Списку N 1. С 1 ноября 2014 г. является получателем ежемесячной доплаты к пенсии.
14 апреля 2014 г. он обратился в пенсионный фонд с заявлением об изменении величины расчетного пенсионного капитала в связи с включением периодов с 1 сентября 1972 г. по 30 октября 1975 г, с 30 мая 1976 г. по 15 июня 1976 г. обучения в СПТУ-37 г. Междуреченска, с 9 мая 1977 г. по 7 мая 1979 г. прохождения службы в Армии, однако ему отказано, что отражено в протоколе заседания комиссии УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) от 16 апреля 2014 г. N.
15 июля 2014 г. он обратился в пенсионный фонд с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии с включением периодов с 1 сентября 1972 г. по 30 октября 1975 г, с 30 мая 1976 г. по 15 июня 1976 г. обучения в СПТУ-37 г. Междуреченска, с 9 мая 1977 г. по 7 мая 1979 г. прохождения службы в Армии, однако ему назначена доплата к пенсии с 1 ноября 2014 г. без включения указанных периодов, что отражено в протоколе заседания комиссии УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) от 22 июля 2014 г. N.
Полагает данные отказы, содержащиеся в протоколах заседания комиссии УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) от 16 апреля 2014 г. N и от 22 июля 2014 г. N незаконными, принятыми без учета подпунктов "з, к" пункта 109 Положения "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, позволяющего приравнять данные периоды к работе в качестве подземного электрослесаря на шахте "им. В.И. Ленина", куда он был принят по увольнении в запас с действительной военной службы. Выполнение данной работы дает право на досрочное пенсионное обеспечение и право на доплату, перерасчет пенсии, перерасчет доплаты к пенсии.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 31 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2021 г, заявленные Литвинцевым В.А. исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным решение УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное), содержащееся в протоколе заседания комиссии УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) от 16 апреля 2014 г. N, на УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) возложена обязанность включить Литвинцеву В.А. в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1 для определения величины расчетного пенсионного капитала периоды с 1 сентября 1972 г. по 30 октября 1975 и с 30 мая 1976 г. по 15 июня 1976 г. обучения в СПТУ-37 г. Междуреченска, с 9 мая 1977 г. по 7 мая 1979 г. прохождения службы в Армии, также обязанность произвести перерасчет страховой пенсии Литвинцева В.А. с 1 мая 2014 г, кроме того с УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) в пользу Литвинцева В.А. взысканы судебные расходы на оплату услуг адвоката в размере 8000 рублей, в остальной части исковых требований Литвинцева В.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Литвинцев В.А. просит отменить решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 31 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2021 г. в части отказа во включении в специальный стаж для расчета размера ежемесячной доплаты к пенсии и, соответственно, перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии с 1 ноября 2014 г, периодов обучения с 1 сентября 1972 г. по 30 октября 1975 г. и с 30 мая 1976 г. по 15 июня 1976 г, а также периода прохождения действительной военной службы с 9 мая 1977 г. по 7 мая 1979 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов дела, с 28 апреля 2003 г. истец Литвинцев В.А, "данные изъяты" года рождения, является получателем страховой пенсии по старости по пункту 11 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 1 марта 2007 г. произведена конвертация пенсионных прав по Списку 1, что следует из протокола заседания комиссии УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) от 16 апреля 2014 г. N.
С 1 ноября 2014 г. Литвинцев В.А. является получателем ежемесячной доплаты к пенсии, что следует из протокола заседания комиссии УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) от 22 июля 2014 г. N.
14 апреля 2014 г. Литвинцев В.А. обратился в пенсионный фонд с заявлением об изменении величины расчетного пенсионного капитала в связи с включением периодов с 1 сентября 1972 г. по 30 октября 1975 г. и с 30 мая 1976 г. по 15 июня 1976 г. обучения в СПТУ-37 г. Междуреченска, с 9 мая 1977 г. по 7 мая 1979 г. прохождения службы в Армии, протоколом заседания комиссии УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) от 16 апреля 2014 г. N ему отказано во включении данных периодов в стаж.
15 июля 2014 г. Литвинцев В.А. обратился в пенсионный фонд с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии с включением периодов с 1 сентября 1972 г. по 30 октября 1975 г. и с 30 мая 1976 г. по 15 июня 1976 г. обучения в СПТУ-37 г. Междуреченска, с 9 мая 1977 г. по 7 мая 1979 г. прохождения службы в Армии, ему назначена доплата к пенсии с 1 ноября 2014 г. решением пенсионного фонда, но без включения указанных периодов, что содержится в протоколе заседания комиссии УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) от 22 июля 2014 г. N
Согласно копии трудовой книжки, копии военного билета, диплома с 1 сентября 1972 г. по 30 октября 1975 г. и с 30 мая 1976 г. по 15 июня 1976 г. истец обучался в СПТУ-37 г. Междуреченска, трудоустроившись по окончании на шахту "им. В.И. Ленина" в качестве электрослесаря 4 разряда с полным рабочим днем под землей с 12 июля 1976 г, откуда уволен в связи с призывом в Армию, с 9 мая 1977 г. по 7 мая 1979 г. проходил службу в Армии, по увольнении с которой в запас был принят на работу с 7 августа 1979 г. на шахту "им. В.И. Ленина" в качестве электрослесаря 4 разряда с полным рабочим днем под землей.
Данными о страховом стаже подтверждается зачет истцу в стаж на соответствующих видах работ по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы в качестве электрослесаря 4 разряда с полным рабочим днем под землей.
При этом согласно данным о стаже истца, представленным в справке пенсионного органа от 12 января 2016 г, периоды обучения с 1 сентября 1972 г. по 30 октября 1975 г. и с 30 мая 1976 г. по 15 июня 1976 г, а также период службы в армии с 9 мая 1977 г. по 7 мая 1979 г. учтены в общий страховой стаж.
Оценивая собранные по делу доказательства, доводы сторон, суд первой инстанции, исходя из правовой природы доплаты к пенсии, одним из оснований для назначения которой является требуемая продолжительность стажа на соответствующих видах работ, нашел правомерным заявленное истцом требование о включении периодов обучения службы в армии в стаж на соответствующих видах работ для определения величины расчетного пенсионного капитала по Списку N 1, поскольку данные периоды приходятся на время действия подпунктов "з, к" пункта 109 Положения "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, позволяющего их приравнять к соответствующей работе истца в качестве электрослесаря 4 разряда с полным рабочим днем под землей по окончании обучения и увольнении со службы в запас, выполнение которой дает право на досрочное пенсионное обеспечение, исчисление стажа работы в порядке, предусмотренном пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также дает право на перерасчет пенсии.
В данной части решение сторонами не обжаловалось, в связи с чем, предметом проверки суда апелляционной инстанции не являлось.
Поскольку в данной части решение суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы не обжалуется, то в соответствии с положениями части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в указанной части решение суда первой инстанции предметом проверки судом кассационной инстанции не является.
При этом суд первой инстанции отказал во включении в специальный стаж истца для назначения доплаты к пенсии периодов обучения с 1 сентября 1972 г. по 30 октября 1975 г. и с 30 мая 1976 г. по 15 июня 1976 г, а также периода прохождения действительной военной службы с 9 мая 1977 г. по 7 мая 1979 г.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Дополнительной гарантией в области социального обеспечения работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), является доплата к пенсии, условия, порядок назначения и выплаты которой определены Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (далее по тексту - Федеральный закон от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в названной статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Аналогичные положения в части стажа работы были предусмотрены подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" статья 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ дополнена частью 2, согласно которой условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные названным федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 г.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ указанные изменения вступили в силу с 1 января 2015 г.
Статьей 5 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ определено, что финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией указанного федерального закона.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, правом на доплату к пенсии, которая формируется за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, обладают бывшие работники организаций угольной промышленности, имеющие соответствующий стаж работы в организациях угольной промышленности Российской Федерации и в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 г, а именно работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрены списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "е" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которыми урегулированы общие вопросы исчисления стажа, дающего право на трудовые пенсии в соответствии с вышеназванными статьями.
Пунктом 5 данных Правил установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выполнявшейся постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 15 Правил при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, - за 9 месяцев.
В силу подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце 3 подпункта "а", абзаце 3 подпункта "б" пункта 1 настоящего постановления применяются соответствующие положения пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий предусматривает, что периоды обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, указанные в подпункте "з" пункта 109 Положения, приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода и могут быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение льготной пенсии по старости.
Таким образом, из приведенной нормы постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 применяется к Списку N 1 и Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (абзац 3 подпункта "а"; абзац 3 подпункта "б" пункта 1), а также к работницам предприятий текстильной промышленности - по Списку производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1021, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 марта 1992 г. (абзац 3 подпункта "в" пункта 1 постановления).
Абзац 5 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 3 августа 1972 г. N 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Данное Положение фактически утратило свою силу с принятием Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который в соответствии со статьей 130 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 был введен в действие с 1 января 1992 г. и не предусматривал возможность включения службы в рядах Вооруженных Сил и учебу после 1 января 1992 г. в специальный стаж.
Кроме того, Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" назначение пенсии по старости на льготных условиях независимо от возраста предусмотрено не было. До 1 января 1992 г. указанным лицам назначалась пенсия на льготных условиях по Спискам N 1 и N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, по достижении установленного данным законом возраста.
Возможность применения пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 к подпункту "е" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, относящемуся к пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", предусматривающего досрочное назначение пенсии лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они проработали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет) в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 не предусмотрена, поэтому к указанным лицам пункт 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 не применяется.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что периоды обучения истца в СГПТУ N 37 г. Междуреченска с 1 сентября 1972 г. по 30 октября 1975 г. и с 30 мая 1976 г. по 15 июня 1976 г, а также период прохождения службы в Армии с 9 мая 1977 г. по 7 мая 1979 г. не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, предусмотренную Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", в связи с чем также не имеется оснований для перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии с 1 ноября 2014 г.
Доводы, приведенные Литвинцевым В.А. в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену принятых по делу судебных постановлений в части отказа в удовлетворении заявленных Литвинцевым В.А. требований о признания незаконным решения УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", о включении в специальный стаж, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии периодов обучения в СГПТУ N 37 г. Междуреченска и службы в Армии, о перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии с 1 ноября 2014 г, так как они основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судами и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на обоснованность и законность судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и представленных доказательств и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены судебных актов или которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов по доводам кассационной жалобы, судебной коллегией не установлено, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 31 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Литвинцева Владимира Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.