Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АКИБА" на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 4 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АКИБА" к старшему судебному приставу Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области Манджиеву Б.А, временно исполняющей обязанности начальника - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области Петровой Н.А, главному специалисту-эксперту (по ведению депозитного счёта) Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области Чарушниковой А.Г, Межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области о признании действий незаконными и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Магаданского городского суда Магаданской области от 12 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 4 августа 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "АКИБА" (далее - ООО "АКИБА") к старшему судебному приставу Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области (далее - Межрайонный ОСП по ИОСИП) Манджиеву Б.А, врио начальника - старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по ИОСИП Петровой Н.А, главному специалисту-эксперту (по ведению депозитного счета) Межрайонного ОСП по ИОСИП Чарушниковой А.Г, Межрайонному ОСП по ИОСИП, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области о признании незаконными действий должностных лиц по перечислению поступивших от административного истца денежных средств из Межрайонного ОСП в Магаданский городской отдел судебных приставов N 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области (далее - Магаданский ГОСП N 1), а также о возложении обязанности осуществить возврат ООО "АКИБА" с депозитного счёта ошибочно внесённых денежных средств.
25 октября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная 1 октября 2021 года через Магаданский городской суд Магаданской области, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, а также о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции либо о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Магаданского городского суда Магаданской области от 12 мая 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 4 августа 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу положений статьи 360 КАС РФ, части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, то есть в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Как следует из материалов настоящего административного дела, в производстве Магаданского ГОСП N 1 находилось исполнительное производство N-ИП, возбужденное 20 июня 2018 года, предметом исполнения которого являлось взыскание с ФИО7 в пользу ФИО8 алиментов на содержание несовершеннолетнего ребёнка в размере 1/4 заработка и иных доходов должника.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Магаданского ГОСП N 1 от 21 января 2019 года обращено взыскание на доходы должника, получаемые им от трудовой деятельности в ООО "АКИБА", согласно которому работодателю указывалось на необходимость ежемесячного удержания 1/4 доходов ФИО7 (до совершеннолетия ребёнка), а также о перечислении удержанных сумм на счёт Магаданского ГОСП N 1 по указанным в постановлении реквизитам.
В 2019 году на депозитный счет Межрайонного ОСП по ИОСИП в 2019 году от ООО "АКИБА" поступили денежные средства в следующих суммах: 18 151 рублей 18 копеек (платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ N), 12 288 рублей 50 копеек (платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ N), 6 656 рублей 54 копейки (платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ N), 12 288рублей 50 копеек (платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ N), 13 159 рублей (платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ N). В соответствующих платёжных поручениях в качестве назначения платежа ООО "АКИБА" указывалось перечисление долга по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству N-ИП с доходов ФИО7 за март, май, июнь, июль 2019 года и отпускных.
Учитывая, что исполнительное производство N-ИП находилось в производстве Магаданского ГОСП N 1, а не Межрайонного ОСП по ИОСИП, на основании заявок на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, подписанных начальником - старшим судебным приставом Межрайонного ОСП по ИОСИП Манджиевым Б.А, а также врио начальника - старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по ИОСИП Петровой Н.А, денежные средства, поступившие от ООО "АКИБА" по указанным выше платёжным поручениям, были перечислены в Магаданский ГОСП N 1.
Считая действия по перечислению денежных средств со счёта Межрайонного ОСП по ИОСИП на счёт Магаданского ГОСП N 1 незаконными и нарушающими его права и охраняемые законом интересы, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Исходя из положений пунктов 1, 2 части 3 статьи 68, статей 69, 70, 98, 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ в ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вправе как обратить взыскание на денежные средства должника по исполнительному производству, находящиеся на его счетах, вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, так и обратить взыскание на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений, в том числе и на заработную плату должника-гражданина.
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе (часть 3 статьи 98 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ).
Денежные средства, подлежащие взысканию в рамках исполнительного производства, в том числе в связи с реализацией имущества должника, перечисляются на депозитный счёт службы судебных приставов. Перечисление указанных денежных средств осуществляется в порядке очерёдности, установленной частями 3 и 4 статьи 110 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, в течение пяти операционных дней со дня их поступления на депозитный счёт службы судебных приставов в порядке, определяемом главным судебным приставом Российской Федерации (часть 1 статьи 110 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Из содержания пункта 1 части 3 статьи 110 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ следует, что за счёт денежных средств, поступивших на депозитный счёт службы судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, в первую очередь удовлетворяются требования взыскателя, в том числе возмещаются понесённые им расходы по совершению исполнительных действий.
Пунктом 5.7 Методических рекомендаций по автоматизированному учёту, распределению, перечислению и контролю за денежными средствами, поступающими во временное распоряжение подразделений судебных приставов территориальных органов Федеральной службы судебных приставов от 23 мая 2018 года N 0018/3, утверждённых директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), разъяснено, что, если в платёжном поручении в основании платежа указан номер исполнительного производства другого отдела судебных приставов этого же территориального органа Федеральной службы судебных приставов, то старший судебный пристав или уполномоченное им лицо проводит мероприятия в целях установления наличия на исполнении исполнительных производств в отделе судебных приставов, которому соответствует номер исполнительного производства в основании платежа, в том числе мониторинг банка данных исполнительных производств. В случае установления нахождения на исполнении исполнительного производства в другом отделе судебных приставов денежные средства в течение пяти операционных дней перечисляются заявкой на кассовый расход, созданной на основании распоряжения старшего судебного пристава с типом перечисления "В другой ОСП".
Разрешая административный спор, проанализировав положения Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ и Методических рекомендаций, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, Магаданский городской суд Магаданской области и судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда пришли к обоснованному выводу о том, что действия начальника - старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по ИОСИП Манджиева Б.А, а также врио начальника - старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по ИОСИП Петровой Н.А. по перечислению поступивших от ООО "АКИБА" денежных средств в Магаданский ГОСП N 1, то есть в подразделение Федеральной службы судебных приставов, на исполнении которого находилось исполнительное производство N-ИП, указанное в платёжных поручениях административного истца, действующему законодательству не противоречат, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, приведённая в решении и апелляционном определении позиция судов, положенная в основу обжалуемых судебных актов, согласуется с приведёнными положениями статей 2, 68, 98, 99, 110 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, пункта 5.7 Методических рекомендаций.
Согласно платёжным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N ООО "АКИБА" перечислило денежные средства на счёт Межрайонного ОСП по ИОСИП для погашения задолженности ФИО7 по исполнительному производству N-ИП, следовательно, должностные лица Межрайонного ОСП по ИОСИП, установив, что указанное исполнительное производство находится на исполнении Магаданского ГОСП N 1, а также в целях своевременного исполнения требований исполнительного документа, были вправе принять решение о перечислении таких денежных средств на счёт данного подразделения службы судебных приставов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в силу прямого указания части 1 статьи 110 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ главный судебный пристав Российской Федерации вправе определить порядок перечисления денежных средств, поступивших на депозитный счёт подразделения службы судебных приставов, в связи с чем, у судов не имелось оснований не учитывать положения Методических рекомендаций при рассмотрении настоящего административного дела.
Указания в кассационной жалобе на то, что Полушин С.А. с 16 июля 2019 года не являлся работником ООО "АКИБА", что денежные средства были ошибочно зачислены административным истцом на депозитный счёт Межрайонного ОСП по ИОСИП, не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций о том, что действия должностных лиц Межрайонного ОСП по ИОСИП по перечислению ошибочно поступивших денежных средств на счёт Магаданского ГОСП N 1, в производстве которого находилось исполнительное производство N-ИП (ссылка на это исполнительное производство имелась в платёжных поручениях ООО "АКИБА"), соответствовали требованиям действующего законодательства об исполнительном производстве.
Доводы административного истца о необоснованном применении судами положений частей 3 и 8 статьи 219 КАС РФ также не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций о пропуске административным истцом десятидневного срока на обжалование действий должностных лиц подразделения Федеральной службы судебных приставов не являлись единственным основанием для отказа в удовлетворении заявленных ООО "АКИБА" административных исковых требований, которые были рассмотрены по существу и правомерно оставлены без удовлетворения.
Таким образом, по мнению судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, выводы судов первой и апелляционной инстанций должным образом мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 4 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АКИБА" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.