Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Ивановской области ФИО7 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ивановского судебного района в Ивановской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Ивановского судебного района в Ивановской области от 9 декабря 2020 года, вынесенное в отношении ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Ивановского судебного района в Ивановской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Ивановского судебного района в Ивановской области от 9 декабря 2020 года, ФИО9 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде обязательных работ на срок 40 часов.
В протесте, поданном во Второй кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Ивановской области ФИО12 просит отменить состоявшийся судебный акт, вынесенный в отношении ФИО10. делу об административном правонарушении, приводя доводы о его незаконности.
ФИО11 уведомленные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче протеста заместителя прокурора Ивановской области ФИО13 в установленный срок возражения на него не представили.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание "данные изъяты" детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Пунктами 1, 2 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что родители обязаны содержать своих "данные изъяты" детей. Порядок и форма предоставления содержания "данные изъяты" детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим "данные изъяты" детям, средства на содержание "данные изъяты" детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что ФИО14 в соответствии с решением мирового судьи судебного участка N 3 Ивановского судебного района в Ивановской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Ивановского судебного района в Ивановской области от 9 декабря 2020 года, заочным решением Ивановского районного суда Ивановской области от 17 января 2020 года обязан выплачивать алименты на содержание "данные изъяты" ребенка: ФИО15 в пользу ТУСЗН по г.о. Кохма и Ивановскому муниципальному району в размере 1/4 частей заработной платы или иного дохода, ежемесячно, начиная с 14 ноября 2019 года и до совершеннолетия ребенка. На основании указанного решения суда выдан исполнительный лист N ФС N от 17 января 2020 года. На основании определения Ивановского районного суда Ивановской области от 15 сентября 2020 года произведена замена взыскателя на ФИО16. Исполнительный документ 16 марта 2020 года поступил на исполнение в ОСП по Лежневскому и Савинскому районам УФССП России по Ивановской области и возбуждено исполнительное производство N7175/20/37012.
14 октября 2020 года данное исполнительное производство передано для дальнейшего исполнения в ОСП по ВАП по г. Иваново УФССП России по Ивановской области и ему присвоен номер N N
Основанием для привлечения ФИО17 к административной ответственности послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и судебном акте выводы о том, что ФИО18 зная о возбужденном исполнительном производстве, будучи трудоспособным, в период с 3 октября 2020 года по 9 декабря 2020 года без уважительных причин уклоняется от уплаты алиментов на содержание "данные изъяты" ребенка в течение более двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, в результате чего за указанный период образовалась задолженность по алиментам в размере "данные изъяты". Эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Состоявшийся по делу судебный акт законным признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 названного кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Признавая ФИО19 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья исходил из того, что он, будучи отцом "данные изъяты" ФИО20 в нарушение требований статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации и судебного приказа без уважительных причин уклонялся от уплаты средств на ее содержание в течение более двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.
Однако материалы дела не позволяют сделать вывод о виновности ФИО21 в совершении вмененного административного правонарушения.
В соответствии с пунктами 1 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2021 года N 6 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" статьей 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неуплату без уважительных причин лицом средств на содержание (далее также - алименты) "данные изъяты" детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (далее также - дети), или нетрудоспособных родителей в нарушение: судебного акта, в том числе решения суда, судебного приказа, постановления о взыскании алиментов до вступления в законную силу решения суда о взыскании алиментов; нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов (далее также - соглашение об уплате алиментов) - в течение двух и более месяцев после возбуждения исполнительного производства и при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 157 головного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Период неуплаты алиментов должен составлять не менее двух месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства (далее - период неуплаты алиментов). Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока. Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (часть 2 статьи 4.5, статья 4.8 КоАП РФ).
Например, в случае невыполнения обязанности по уплате ежемесячного платежа по алиментам в январе (невнесение денежных средств в течение января) двухмесячный срок начнет исчисляться с 1 февраля, а событие административного правонарушения может иметь место начиная с 2 апреля (часть 2 статьи 4.8 КоАП РФ).
Таким образом, из приведенных правовых позиций следует, что начало совершения противоправного деяния, выразившегося в неуплате без уважительных причин лицом средств на содержание "данные изъяты" детей, связано с определением срока уплаты алиментов, и неисполнение соответствующей обязанности является наказуемым только тогда, когда период неуплаты алиментов составляет не менее двух месяцев в рамках возбужденного исполнительного производства.
Вместе с тем, ФИО22 необоснованно привлечен к административной ответственности, поскольку на день составления в отношении него протокола об административном правонарушении - 9 декабря 2020 года (л.д. 1-2), событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в деянии ФИО26 отсутствует, поскольку двухмесячный срок неуплаты алиментов следует исчислять с 1 ноября 2020 года, при этом данный срок оканчивается 1 января 2021 года.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ивановского судебного района в Ивановской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Ивановского судебного района в Ивановской области от 9 декабря 2020 года, вынесенное в отношении ФИО25 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием в деянии Забегайло Н.П. события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
протест заместителя прокурора Ивановской области ФИО23 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ивановского судебного района в Ивановской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Ивановского судебного района в Ивановской области от 9 декабря 2020 года, вынесенное в отношении ФИО24 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись С.В. Сорокин
КОПИЯ ВЕРНА
Судья С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.