Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Ярославской области ФИО6 на вступившее в законную силу решение судьи Ярославского областного суда от 16 июля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО7
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 23 апреля 2021 года, резолютивная часть объявлена 20 апреля 2021 года, ФИО8 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.
Решением судьи Ярославского областного суда от 16 июля 2021 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых было вынесено постановление.
Заместитель прокурора Ярославской области ФИО9 обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с протестом, в котором ставит вопрос об отмене решения судьи Ярославского областного суда от 16 июля 2021 года, ввиду его незаконности.
ФИО10 извещенный, в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче названной выше жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.
Изучение материалов дела и доводов протеста позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В силу пунктов 1, 6 статьи 2 Закона N 54-ФЗ (положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в частности, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 названного закона.
Участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона N 54-ФЗ.
Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона N 54-ФЗ.
К числу таковых в силу части 3 указанной статьи относится обязанность выполнять все законные требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия этой обязанности подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Соответствующие разъяснения изложены в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях".
Как следует из протокола об административном правонарушении, 31 января 2021 года в 14 часов 10 минут ФИО11 находясь в районе дома 13 по ул. Трефолева г. Ярославля, в составе группы лиц принял участие в несогласованном публичном мероприятии, выраженном в смешанной форме, проводимом 31 января 2021 года с 12 часов 15 минут в форме митинга, проходившего у здания Ярославского государственного театра юного зрителя имени В.С. Розова, расположенного по адресу г. Ярославль, ул. Свободы, д. 23, с последующим шествием по маршруту от д. 23 по ул. Свободы г. Ярославля, до Советской площади по адресу Советская площадь д. 1, далее до ул. Трефолева д. 13 г. Ярославля с тематическими лозунгами, на законные требования сотрудников органов внутренних дел и войск национальной гвардии Российской Федерации, прекратить участие в несанкционированном, незаконном публичном массовом мероприятии и покинуть указанное мероприятие, ФИО12 не отреагировал, обязанность по выполнению законных требований сотрудников органов внутренних дел не исполнил.
Указанные действия совершены ФИО13 в период режима функционирования "Повышенная готовность", введенного постановлением Правительства Ярославской области от 07.02.2020 N100-п в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, в рамках которого установлены ограничительные меры, обязательные для соблюдения гражданами в целях снижения рисков заражения COVID-19, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности (л.д. 3-4).
Судья районного суда пришел к выводу о том, что указанные обстоятельства подтверждены достаточной совокупностью доказательств, квалифицировал действия Годовикова И.Ю. по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья областного суда при проверке материалов дела в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, поскольку имеющиеся в деле доказательства, в том числе показания свидетелей и видеозаписи, не опровергают утверждение ФИО14 о том, что он не являлся участником публичных мероприятий.
Отменяя постановление судьи районного суда и прекращая производство по делу, судебная инстанция областного суда исходила из того, что материалы дела вызывают обоснованные сомнения в виновности ФИО15 в совершении вмененного ему административного правонарушения, при этом устранить данные сомнения, на основании представленных материалов, не представляется возможным.
Оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалуемом решении судьи Ярославского областного суда от 16 июля 2021 года, не имеется, поскольку данные выводы основаны на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, а также на нормах материального и процессуального закона.
Доводы протеста направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств, само по себе несогласие заявителя с оценкой доказательств, а также с установленными по делу обстоятельствами, правовым основанием к отмене принятого по делу судебного акта не является.
При таких обстоятельствах решение судьи Ярославского областного суда от 16 июля 2021 года сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Из положений части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Данная норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность отмены постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста с возвращением дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таких оснований по настоящему делу не усматривается, поэтому доводы протеста заместителя прокурора Ярославской области Позднякова В.Ю. не влекут отмену вступившего в законную силу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Ярославского областного суда от 16 июля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО16 оставить без изменения, протест заместителя прокурора Ярославской области ФИО17 без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись С.В. Сорокин
КОПИЯ ВЕРНА
Судья С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.