Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника полиции по охране общественного порядка МУ МВД России "Рыбинское" ФИО6 на вступившее в законную силу решение судьи Ярославского областного суда от 25 марта 2021 года, вынесенное в отношении ФИО7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 18 февраля 2021 года, ФИО8 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Ярославского областного суда от 25 марта 2021 года постановление судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 18 февраля 2021 года отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Заместитель начальника полиции по охране общественного порядка МУ МВД России "Рыбинское" ФИО9 обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи Ярославского областного суда от 25 марта 2021 года.
ФИО10 уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.
Изучив представленные материалы и доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В силу пунктов 1, 6 статьи 2 Закона N 54-ФЗ (положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в частности, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. При этом пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 названного закона.
Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (пункт 7 статьи 2 Закона N 54-ФЗ).
Частью 1 статьи 7 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением случаев, указанных в данной норме, в том числе за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в сроки, установленные данной нормой.
Согласно частям 1, 1.1 статьи 7 Закона N 54-ФЗ не требуется уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником.
Участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона N 54-ФЗ.
Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона N 54-ФЗ.
К числу таковых в силу части 3 указанной статьи относится обязанность выполнять все законные требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия этой обязанности подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Соответствующие разъяснения изложены в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях".
Основанием для привлечения ФИО11 к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в постановлении судьи районного суда выводы о том, что 23 января 2021 года в 13 часов 49 минут ФИО12 принял участие в несогласованном публичном мероприятии, проводимом без подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, в нарушение статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ в форме шествия, которое проходило от площади Дерунова, напротив здания Рыбинского авиационного колледжа, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Чкалова, д. 93, до здания департамента социальной защиты населения, расположенного па адресу: Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Крестовая, д.139, на законные требования сотрудников органов внутренних дел, прекратить участие в несанкционированном, незаконном публичном массовом мероприятии и покинуть указанное мероприятие, Кашинцев О. В. не отреагировал, обязанность по выполнению законных требований сотрудников органов внутренних дел не исполнил.
В обоснование вывода о виновности ФИО13 в совершении вмененного административного правонарушения судебная инстанция районного суда сослалась на имеющиеся в материалах дела доказательства.
Привлекая ФИО14 к административной ответственности, данная инстанция сделала вывод о том, что ФИО15 принял участие в шествии, будучи осведомленным о том, что его проведение не согласовано с органом исполнительной власти, при этом участие по требованию сотрудников полиции участие в шествии не прекратил.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судебная инстанция областного суда, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришла к выводу о том, что в указанное в протоколе об административном правонарушении время и в указанном в этом же протоколе месте, ФИО16 осуществлял одиночное пикетирование без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции, что не требует уведомления о проведении данного публичного мероприятия органов исполнительной власти.
Судебная инстанция областного суда установила, что цели пикетирования ФИО17 очевидны, поскольку он осуществлял одиночный пикет с плакатом тематического содержания.
Вместе с тем, сведения о целях проводимого группой граждан с 14 часов публичного мероприятия в форме шествия материалы дела не содержат, отсутствуют доказательства того, что у данной группы граждан те же цели, что и у ФИО18
Отменяя постановление судьи районного суда и прекращая производство по делу, судебная инстанция областного суда исходила из того, что существенные недостатки протокола об административном правонарушении, не позволяют сделать вывод о виновности ФИО19 в совершении вмененного ему правонарушения.
Оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалуемом решении судьи Ярославского областного суда от 25 марта 2021 года не имеется, поскольку данные выводы основаны на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств и на нормах материального и процессуального закона.
Доводы жалобы заявителя направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств, само по себе несогласие заявителя с оценкой доказательств, а также с установленными по делу обстоятельствами, правовым основанием к отмене принятого по делу судебного акта не является.
При таких обстоятельствах решение судьи Ярославского областного суда от 25 марта 2021 года сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Ярославского областного суда от 25 марта 2021 года, вынесенное в отношении ФИО20 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника полиции по охране общественного порядка МУ МВД России "Рыбинское" ФИО21 - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись С.В. Сорокин
КОПИЯ ВЕРНА
Судья С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.