Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Жудова Н.В, Смирновой Е.Д, с участием прокурора Слободина С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориальной избирательной комиссии Рыбинского района Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 13 ноября 2020 г. (дело N 3а-432/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 марта 2021 г. (дело N 66а-1269/2021), вынесенные по административному делу по административному иску Территориальной избирательной комиссии Рыбинского района Ярославской области о признании недействующим в части решения Муниципального Совета Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области от 25 декабря 2019 г. N 114 "Об утверждении бюджета Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района на 2020 год", заслушав доклад судьи Жудова Н.В, заключение прокурора, полагавшего судебные акты не подлежащими отмене, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Муниципального Совета Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области от 25 декабря 2019 г. N 114 "Об утверждении бюджета Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района на 2020 год", размещенным на официальном сайте администрации Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района по адресу http://октябрьское76.рф в разделе "Документы" - "Решения", утверждён бюджет данного муниципального образования на 2020 год.
Территориальная избирательная комиссия Рыбинского района Ярославской области (далее - ТИК Рыбинского района) обратилась с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Муниципального Совета Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области от 25 декабря 2019 г. N 114 в части установления величины расходов на "Обеспечение проведения выборов и референдумов" на 2020 год (код 0107) в размере 270 000 руб.
В обоснование заявленных требования указывает на то, что в 2020 году имело место проведение выборов Главы Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района и депутатов Муниципального Совета Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области. Организующей выборы избирательной комиссией является ТИК Рыбинского района. Решением указанной комиссии от 13 ноября 2019 г. N 69/184 утверждена смета расходов на проведение и подготовку вышеуказанных выборов, согласно которой необходимый размер денежных средств на их проведение составил 901 898 руб. Органами местного самоуправления указанный в смете размер денежных средств не оспаривался, однако на проведение и подготовку выборов в органы местного самоуправления Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района в бюджете выделена сумма 270 000 руб. В силу пункта 13 статьи 20 Федерального закона "Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" названное решение ТИК Рыбинского района, которым утверждена смета расходов на подготовку и проведение выборов, обязательно для органов исполнительной власти.
Решением Ярославского областного суда от 13 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 марта 2021 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 сентября 2021 г, представитель Территориальной избирательной комиссии Рыбинского района Ярославской области Мосичева А.Н. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, принятии нового решения об удовлетворении иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Суды, проанализировав положения статей 14 и 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 9, 15, 169, 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 22, 23 Устава Октябрьского сельского поселения, статьи 59-61 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе Октябрьского сельского поселения, пришли к верному выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка его принятия и введения в действие.
Оспариваемым решением Октябрьского сельского поселения от 25 декабря 2019 г. N 114 утвержден бюджет муниципального образования на 2020 год, в котором установлены расходы бюджета на обеспечение проведения выборов и референдумов в размере 270 000 руб.Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие положениям действующего законодательства, суды двух инстанций исходили из того, что расходы, связанные с организацией и проведением выборов главы Октябрьского сельского поселения и депутатов Муниципального Совета Октябрьского сельского поселения, имевших место в 2020 году, подлежали включению в расходную часть бюджета Октябрьского сельского поселения, при этом бюджетным и избирательным законодательством не установлено положений, предписывающих органу местного самоуправления при составлении и утверждении местных бюджетов в части установления расходов на обеспечение и проведения выборов определять величину данных расходов в определенном порядке.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
С учетом положений статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации выводы судов о достаточности расходов на проведение выборов, предусмотренных оспариваемым нормативным правовым актом, определении величины указанных расходов органом местного самоуправления в соответствии с установленными бюджетным законодательством принципами бюджетной системы Российской Федерации, являются верными.
Доводы административного истца об отсутствии надлежащего финансирования деятельности ТИК Рыбинского района по подготовке и проведению муниципальных выборов, получили надлежащую оценку судебными инстанциями, оснований не согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает.
Из решения Муниципального Совета Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района от 22 июня 2020 года N 124, следует, что выборы Главы Октябрьского сельского поселения и депутатов Муниципального Октябрьского сельского поселения назначены на один день, 13 сентября 2020 года.
Согласно информации ТИК Рыбинского района от 6 декабря 2019 г, направленной Главе Октябрьского сельского поселения, прогнозируемый размер денежных средств, необходимых для подготовки и проведения выборов главы Октябрьского сельского поселения и депутатов Муниципального Совета Октябрьского сельского поселения, рассчитан в общем размере 901 898 руб. (по 450 949 руб. по каждому виду выборов), в том числе расходы на дополнительную оплату труда членам избирательных комиссий в общем размере 606 400 руб. (по 303 200 руб. по каждому виду выборов). Такой же размер расходов определен при проведении выборов и референдума в рамках иных избирательных компаний - по выборам в органы государственной власти Российской Федерации Ярославской области.
Вместе с тем, административным истцом не представлено какого-либо обоснования того, что расходы избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Главы и депутатов сельского поседения (включающие расходы на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательной комиссии, на выплаты гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, на изготовление печатной продукции), назначенных на один день на территории одного сельского поселения, должны быть, фактически, увеличены в два раза.
Суд признал правомерной позицию административного ответчика об установлении величины расходов на проведение муниципальных выборов в 2020 году, из суммы расходов местного бюджета, понесенных при проведении выборов того же уровня, состоявшихся в 2015 году.
При таком положении суды сделали правильное заключение о том, что при утверждении бюджета на 2020 год, Муниципальный Совет Октябрьского сельского поселения определилсумму расходов на проведение выборов не произвольно, а принял решение на основании принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из конкретных обстоятельств проведения выборов.
Принимая во внимание изложенное, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд на основании статьи 215 КАС РФ правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия приходит к выводу, что нормы материального права, регулирующие рассматриваемые в данном деле правоотношения, применены и истолкованы судами первой и апелляционной инстанций правильно в соответствии с их содержанием, выводы судов о законности оспоренных правовых положений мотивированны.
Доводы кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судебных инстанций, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ, основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих судебных инстанций по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ярославского областного суда от 13 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 марта 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Территориальной избирательной комиссии Рыбинского района Ярославской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 ноября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.