Судебная коллегия по административным делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Гаврикова И.В, судей Токмачевой Н.И, Тимирова Р.В.
при секретаре судебного заседания Мерзляковой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области Балаева В.В. в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района ЕАО о понуждении к совершению определённых действий
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Валдгеймского сельского поселения на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от "... ".
Заслушав доклад судьи Токмачевой Н.И, пояснения законного представителя административного ответчика главы администрации Брусиловского В.А, старшего помощника прокурора ЕАО Кишкуновой Л.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Биробиджанского района ЕАО Балаев В.В. обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с административным иском, в котором просил обязать администрацию муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района ЕАО (далее - администрация Валдгеймского сельского поселения, администрация) в срок до "... " устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно создать вокруг населённых пунктов "... " противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м.
В административном иске указал, что в ходе проверки исполнения администрацией требований федерального законодательства по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и готовности к пожароопасному сезону "... " года, проведённой по поручению прокуратуры ЕАО, установлено нарушение требований пункта 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима) - вокруг населённых пунктов "... " отсутствуют противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м, что влечёт нарушение прав граждан на безопасное проживание и нахождение на территории названных сёл. В связи с этим прокуратурой района "... " главе администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений, которые так и не устранены.
"... " суд первой инстанции вынес решение, которым административное исковое заявление удовлетворено, на администрацию Валдгеймского сельского поселения возложена обязанность в срок до "... " создать вокруг населённых пунктов "... " противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м.
В апелляционной жалобе законный представитель административного ответчика глава администрации Брусиловский В.А. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Анализируя положения пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ), считает, что создание минерализованных полос не входит в полномочия сельского поселения, так как не относится к первичным мерам пожарной безопасности.
Полагает, что Правила противопожарного режима, утверждённые в 2020 году, распространяются на администрацию как на правообладателя (собственника) объектов защиты. Между тем такие объекты не находятся в местах возможного перехода природных пожаров на территории указанных населённых пунктов.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Биробиджанского района ЕАО Балаев В.В. указал, что решение суда от "... " является законным и обоснованным, способствует укреплению законности в сфере рассматриваемых правоотношений, поэтому основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судебная коллегия по гражданским делам суда ЕАО определением от "... " передала рассмотрение настоящего дела по апелляционной жалобе администрации на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от "... " в судебную коллегию по административным делам суда ЕАО в порядке административного судопроизводства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции законный представитель административного ответчика глава администрации Брусиловский В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Прокурор Кишкунова Л.Е. поддержала доводы письменных возражений на апелляционную жалобу прокурора Балаева В.В, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) административное дело в полном объёме, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив содержание обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение пункта 63 Правил противопожарного режима администрацией не созданы противопожарные минерализованные полосы вокруг поименованных населённых пунктов.
Правовых оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не усматривает.
Из материалов дела и документов, запрошенных и приобщённых к материалам дела судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 308 КАС РФ, следует, что предусмотренные абзацем 7 пункта 63 Правил пожарной безопасности противопожарные минерализованные полосы вокруг населённых пунктов "... " в целях исключения возможного перехода природных пожаров на их территории не созданы.
Данное обстоятельство законный представитель административного ответчика глава администрации Брусиловский В.А. в судебном заседании апелляционной инстанции не оспаривал.
Согласно пункту 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 63 Федерального закона 22.07.2008 N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 37 и пункту 1 статьи 59 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться, в том числе с помощью устройства противопожарных преград, к которым относятся противопожарные минерализованные полосы.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, устанавливающие требования пожарной безопасности и определяющие, в том числе порядок организации содержания территорий в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1).
Абзацем 7 пункта 63 данных Правил установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населённых пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населённых пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под ландшафтными (природными) пожарами понимается неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта.
Из анализа приведённых норм права в их совокупности следует, что основным назначением противопожарных минерализованных полос является предотвращение распространения (исключение возможного перехода природных пожаров) на территории населённых пунктов, защита населения и имущества от негативных последствий пожара. В связи с этим создание (обновление) противопожарных минерализованных полос вокруг населённых пунктов является первичными мерами пожарной безопасности, обеспечение которых относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы создание (обновление) до начала пожароопасного периода вокруг поименованных населённых пунктов противопожарных минерализованных полос относится к компетенции администрации Валдгеймского сельского поселения.
В связи с этим правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Между тем, поскольку установленный судом первой инстанции срок до "... " уже истёк, судебная коллегия в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, исходя из характера возложенных на администрацию обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, считает возможным изменить срок создания противопожарных минерализованных полос вокруг поименованных населённых пунктов до "... ", но не позднее начала пожароопасного периода, установленного нормативным правовым актом Еврейской автономной области на 2022 год в соответствии с пунктом 417 Правил пожарной безопасности, согласно которому начало указанного периода ежегодно устанавливается субъектом Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 307- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от "... " оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Абзац второй резолютивной части решения изложить в иной редакции:
"Обязать администрацию муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района ЕАО в срок до "... ", но не позднее начала пожароопасного периода, установленного нормативным правовым актом Еврейской автономной области на 2022 год, создать вокруг населённых пунктов "... " противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м".
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Биробиджанский районный суд ЕАО в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий И.В. Гавриков
Судьи Н.И. Токмачева
Р.В. Тимиров
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.12.2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.