Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н, судей:
Дзадзиева Д.А, Масенина П.Е, при помощнике судьи Акулиничеве Г.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-230/2021 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент) Феоктистовой Я.В. на решение Московского гарнизонного военного суда от 12 мая 2021 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Окоча ФИО9 об оспаривании действий Департамента, связанных со снятием административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Окоча, окончивший в 2001 году высшее военное образовательное учреждение и получивший в связи с этим первое офицерское воинское звание, проходит военную службу в органах федеральной службы безопасности в войсковой части N.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 июля 2016 г. N N административный истец прикомандирован к Министерству обороны Российской Федерации и фактически проходит военную службу в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации.
Достигнув необходимой выслуги лет и обратившись в жилищный орган с соответствующим заявлением, Окоча решением Департамента от 11 апреля 2017 г. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с составом семьи из трех человек.
Однако решением Департамента от 24 января 2020 г. N N административный истец и члены его семьи сняты с жилищного учета на основании на п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с тем, что при принятии его на жилищный учет, жилищным органом не было учтено, что Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает жилыми помещениями военнослужащих лишь данного военного ведомства.
Считая свои права нарушенными, Окоча обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Департамента о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и обязать указанный уполномоченный орган это решение отменить, восстановив его на данном учете.
Окоча также просил взыскать с Департамента в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил частично, признав незаконным решение Департамента от 24 января 2020 года N N о снятии Окоча и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и обязав указанный уполномоченный орган отменить это решение.
Суд также взыскал с Департамента в пользу Окоча судебные расходы в сумме 300 рублей.
В удовлетворении требования Окоча о возложении обязанности на Департамент по восстановлению его и членов его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, суд отказал, как излишне заявленного, поскольку отмена оспариваемого решения Департамента уже является таким восстановлением.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы, приведя доводы, изложенные в оспариваемом решении Департамента, также указывает, что обеспечение военнослужащих ФСБ России, прикомандированных к Минобороны России, жилыми помещениями возможно лишь после издания совместного приказа, закрепляющего порядок разрешения вопросов, связанных с указанным обеспечением.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок обеспечения жилыми помещениями, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в органах ФСБ России, в том числе в военной контрразведке ФСБ России определен Правилами организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденными приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года N 590.
Пунктом 2 названных Правил определено, что вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих (граждан) и членов их семей жилыми помещениями, решаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации и организуются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 года N 318 утверждено Положение об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках) (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 1 и 14 Положения органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий обеспечивают безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в федеральном органе государственной охраны, в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях (далее именуются - объекты оперативного обеспечения).
На сотрудников органов безопасности в войсках распространяются все права, льготы, гарантии и компенсации, а также иные меры социальной защиты, установленные для сотрудников органов федеральной службы безопасности. На военнослужащих органов безопасности в войсках, находящихся в одинаковых условиях с военнослужащими объектов оперативного обеспечения, распространяются права, льготы, гарантии и компенсации, а также иные меры социальной защиты, которыми пользуются военнослужащие этих объектов.
Пунктом 23 Положения также предусмотрено, что управления и отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям, отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, воинским частям и организациям обеспечиваются служебными и жилыми помещениями соответствующими объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями. Порядок обеспечения деятельности органов безопасности в войсках устанавливается совместными нормативными правовыми актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на основе централизованного возмещения Федеральной службой безопасности Российской Федерации расходов на содержание подчиненных ей органов безопасности в войсках.
Правовым актом, определяющим порядок обеспечения деятельности органов безопасности в войсках, является совместный приказ ФСК России и Минобороны России от 21 марта 1994 года N 033/018, пунктом 4 которого установлено, что материальное, техническое и другие виды обеспечения и обслуживания управлений и отделов военной контрразведки и их сотрудников осуществляется соответствующими довольствующими органами Министерства обороны Российской Федерации. В связи с этим, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в органах военной контрразведки ФСБ России, в том числе прикомандированные для выполнения служебных задач к Министерству обороны Российской Федерации, могут быть обеспечены служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями, предоставляемыми для постоянного проживания от Министерства обороны Российской Федерации.
Аналогичная позиция изложена и в информационном письме Главной военной прокуратуры Российской Федерации от 17 января 2018 года N 5ун-26/19/ид76/21дсп.
Таким образом, реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в органах военной контрразведки ФСБ России, прикомандированных к Министерству обороны Российской Федерации, на обеспечение, в том числе жилыми помещениями, предоставляемыми для постоянного проживания, с учетом специфики выполняемых ими служебных задач в Вооруженных Силах Российской Федерации возложена как на ФСБ России, так и на Министерство обороны Российской Федерации, и является обязанностью командиров (начальников), в том числе объектов оперативного обеспечения.
Правильно установив, что административный истец, являющийся сотрудником военной контрразведки ФСБ России, прикомандирован с 19 июля 2016 года к Министерству обороны Российской Федерации и по настоящее время проходит военную службу на воинской должности помощника начальника Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что решением Департамента от 11 апреля 2017 г. Окоча правомерно был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и основания для снятия его с этого учета на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ отсутствовали, обоснованно обязав Департамент отменить его решение от 24 января 2020 года N N о снятии Окоча и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Довод автора жалобы относительно отсутствия совместного ФСБ России и Минобороны России приказа, закрепляющего порядок разрешения вопросов, связанных с жилищным обеспечением, является несостоятельным, поскольку отсутствие подзаконного акта не является основанием для нереализации права, установленного законом.
Более того, совместный приказ ФСК России и Минобороны России от 21 марта 1994 года N 033/018, определяющий порядок обеспечения деятельности органов безопасности в войсках, не отменен, и в силу ст. 25 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" Федеральная служба безопасности Российской Федерации и подчиненные ей органы являются правопреемниками Федеральной службы контрразведки Российской Федерации и ее органов.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 308, пунктом 1 статьи 309 и статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 12 мая 2021 г. по административному исковому заявлению Окоча ФИО9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Феоктистовой Я.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 сентября 2021 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.