Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
при секретаре
Козловой Н.И.
Сальниковой В.Ю.
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 ноября 2021 года гражданское дело N 2-1668/2021 по апелляционной жалобе Фоменко А. И. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2021 года по иску Фоменко А. И. к Комитету по здравоохранению Ленинградской области о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Фоменко А.И. обратился в суд с иском к Комитету по здравоохранению Ленинградской области (далее - Комитет), указав, что истец является инвалидом второй группы бессрочно. В связи с чем, в период 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. имел право на льготное лекарственное обеспечение. 02.10.2018 г. Фоменко обратился в аптеку N... ЛОГП "Ленфарм" за получением лекарственных средств, предъявив рецепты. Однако льготные лекарственные прпараты, жизненно необходимые истцу, им получены не были ввиду их отсутствия. Истец был обеспечен лекарственными препаратами лишь 20.11.2018 г. Ввиду длительного перерыва в приеме лекарственных средств - " "... "", " "... "", " "... "", " "... "" - состояние здоровья Фоменко А.И. ухудшилось.
В связи с чем, истец просил взыскать с Комитета по здравоохранению Ленинградской области в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24.05.2021 г. в удовлетворении исковых требований Фоменко А.И. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Фоменко А.И. решение суда полагает незаконным в связи с нарушением судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку решение суда было направлено истцу, не принимавшему участие в судебных заседаниях, с нарушением сроков, установленных ст.214 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ). В связи с чем, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Истец Фоменко А.И, ответчик Комитет по здравоохранению Ленинградской области, третьи лица - ЛОГП "Ленфарм", ГБУЗ ЛО "Волховская межрайонная больница", на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. От третьего лица - ЛОГП "Ленфарм" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда не усматривает.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
В соответствии со ст.1064 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст.151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Частью 1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч.1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно п.п. 10, 14 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:
организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч.3 ст.44 настоящего Федерального закона;
установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч.1 ст.4.1 Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление переданных в соответствии с ч.1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета (ч.2 ст.4.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N178-ФЗ).
Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных в соответствии с ч.1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством РФ, исходя из:
численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, устанавливаемого ежегодно Правительством РФ (ч.3 ст.4.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N178-ФЗ).
В соответствии с п.8 ч.1 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N178-ФЗ в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ).
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч.5 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ).
Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом первой инстанции, Фоменко А.И. является инвалидом "... " бессрочно, что подтверждается справкой N... (л.д. 7).
Из решения Красносельского районного суда от 12.03.2020 г, по гражданскому деду N 2-46/2020 по иску Фоменко А.И. к ЛОГП "Ленфарм", вступившим в законную силу, следует, что 02.10.2018 г. Фоменко А.И. предъявил рецепты на получение лекарственных средств, которые относятся к категории жизненно важных, в аптеку N... ЛОГП "Ленфарм", но препараты не получил ввиду их возможного отсутствия.
На временно отсутствующие в аптеке, льготные лекарственные средства, прописанные Фоменко А.И. аптека зарегистрировала рецепты на отсроченное обслуживание.
20.11.2018 г. по рецептам, принятым на отсроченное обслуживание, Фоменко А.И. получил лекарственные препараты: " "... "" 50 мг N... - 3 упаковки, " "... "" 60 мг N... - 4 упаковки, " "... "" N... - 2 упаковки, " "... "" 10 мг N... - 3 упаковки.
Кроме того, 02.10.2018 г. истцом были получены препараты: " "... "" таблетки 50 мг N.., " "... "" таблетки п/о 100 мг N.., " "... "" капсулы 65 мг+35 мг N.., " "... "" таблетки 10 мг N... (л.д. 8-12).
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к выводу, что истцом не опровергнуто утверждение ответчика о том, что в 2018 г. Фоменко А.И. был обеспечен лекарственными препаратами для лечения основного заболевания - "... " (" "... "", " "... "") в полном объеме.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и иными федеральными законами и законодательством Ленинградской области, все лекарственные средства для обеспечения льготных категорий граждан закупаются Ленинградским областным комитетом по здравоохранению на открытых аукционах в пределах финансирования, выделенного бюджетом Российской Федерации на соответствующий год. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации аукционная заявка формируется с учетом заявок муниципальных районов.
После проведения открытых аукционов и заключения государственных контрактов на поставку лекарственных средств, оптовые фармацевтические организации-поставщики осуществляют поставку лекарственных средств в ЛОГП "Ленфарм", т.е. в аптечный региональный склад, при этом ЛОГП "Ленфарм" действует на основании государственного контракта на услуги регионального аптечного склада.
Заявки на закупку лекарственных препаратов для обеспечения федеральных льготников формируются медицинскими организациями по месту проживания льготных категорий граждан.
Комитет формирует сводную потребность и производит закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N44-ФЗ. Заявка Волховского района, на лекарственные препараты выполнена более 100%.
Согласно представленной в материалы дела ведомости индивидуального лекарственного обеспечения Фоменко А.И, в период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. истец был обеспечен лекарственными препаратами для лечения основного заболевания в полном объеме, без перерыва в приеме лекарственных препаратов (л.д. 48-51).
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что доказательств ухудшения состояния здоровья истца вследствие неполучения им своевременно лекарственных препаратов, материалы дела не содержат. В связи с чем, оснований для возложения на Комитет по здравоохранению Ленинградской области обязанности по возмещению Фоменко А.И. морального вреда отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции сроков направления истцу копии решения суда, предусмотренных ст.214 ГПК РФ, не может служить основанием для отмены в апелляционном порядке законного решения суда.
Согласно справочному листу гражданского дела, решение суда в окончательном виде было изготовлено 23.07.2021 г. Из сопроводительного письма, следует, что копия решения суда была направлена истцу 06.08.2021г. При этом, направление судом копии решения с минимальной задержкой не повлекло нарушения прав истца.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не исследованные судом, и опровергающие его выводы, а потому основаниями к отмене постановленного решения быть не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фоменко А. И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.