Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Петровой А.В, судей Игнатьевой О.С, Игумновой Е.Ю, при секретаре Киселевой Т.А, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дегтяревой Л.А. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 апреля 2021 года по гражданскому делу N 2-1615/2021 по иску Дегтяревой Л.А. к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" о признании действий незаконными, обязании прекратить незаконные действия, Заслушав доклад судьи Петровой А.В, объяснения представителя ответчика Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга - Бесовой Т.Ю, представителя ответчика СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" - Собко О.П, возражавших против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Дегтярева Л.А. обратилась в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества", в котором просит признать незаконными действия Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга и СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества", направленные на демонтаж гаражей, расположенных в АНО КАС Петроградец-4 по адресу: Санкт-Петербург, "... ", обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга и СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" прекратить незаконные действия, направленные на демонтаж гаражей, расположенных в АНО КАС Петроградец-4 по адресу: Санкт-Петербург, "... "
В обоснование требований указано, что она является собственником гаража N "... ", учетный номер "... ", расположенного на территории АНО КАС Петроградец-4 по адресу: Санкт-Петербург, "... ", что подтверждается удостоверением на гараж N13/58-6-865.
22.11.2019 на территорию АНО КАС Петроградец-4 проникла группа неустановленных лиц, которые стали расклеивать на двери гаражей уведомления от имени Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, согласно которому предлагалось освободить незаконно занимаемый земельный участок, принадлежащий Санкт-Петербургу, в противном случае СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" будет осуществлено освобождение земельного участка от чужого имущества.
По состоянию на 25.11.2019 указанное уведомление на сайте Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга отсутствовало.
02.12.2019 в 10 часов 00 минут на территорию АНО КАС Петроградец-4 проникли неустановленные лица, начали срезать ворота с гаражей. Данные лица отказались предъявлять как свои документы, так и документы, на основании которых производили демонтаж гаражных ворот.
Был предъявлен только приказ Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга N 12149-по от 29.11.2019, согласно которому необходимо провести обследование земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, "... ". Никаких полномочий по демонтажу гаражных ворот указанный документ не предоставлял.
Ранее никаких уведомлений в ее адрес не поступало. По мнению истца, действия Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" являются незаконными, так как отсутствуют какие-либо документы, согласно которым гаражи, расположенные на территории АНО КАС Петроградец-4, подлежат сносу. Также отсутствуют разрешительные документы, в соответствии с которыми работники СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" производили демонтаж гаражных ворот. Оспариваемые действия повлекли нарушение права истца на неприкосновенность частной собственности в виде гаража, невозможность его дальнейшего использования, а также разрушение.
Определением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 08.06.2020 суд перешел к рассмотрению дела по заявлению Дегтяревой Л.А. к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" о признании незаконными действий в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, передал дело для рассмотрения в Приморский районный суд Санк-Петербурга (л.д. 212-213 т.1).
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 апреля 2021 года исковые требования Дегтяревой Л.А. оставлены без удовлетворения (л.д.61-71 т.2).
В апелляционной жалобе Дегтярева Л.А. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, удовлетворить исковые требования в полном объеме
(л.д.81-84 т.2).
Истец, третьи лица Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, АНО КАС Петроградец-4 гаражный кооператив, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание судебной коллегии не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 3 статьи 167, частей 1, 2 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, явившихся в судебное заседание, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей ответчиков, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В силу ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 2 ст. 264 Гражданского кодекса РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В силу ст. 622 Гражданского кодекса РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно положениям ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан, юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
В соответствии с пунктами 1.2, 3.2, 3.18 Положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 207 от 23.03.2016 года "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга проводит государственную политику в сфере контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Санкт-Петербурга (за исключением объектов жилищного фонда), обеспечения проведения инвентаризации объектов нежилого фонда, а также в сфере земельных отношений в части, касающейся обеспечения проведения инвентаризации земель и инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования в Санкт-Петербурге, осуществления земельного контроля в Санкт-Петербурге, выявления и предотвращения деятельности по самовольному строительству на территории Санкт-Петербурга, а также демонтажа самовольных построек на территории Санкт-Петербурга, и координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в указанных сферах, осуществляет мониторинг использования объектов нежилого фонда, а также земельных участков, для этих целей проводит обследования объектов мониторинга, сбор и систематизацию сведений о целевом использовании таких объектов, об их пользователях, о соблюдении установленных действующим законодательством требований безопасности при их использовании для подготовки информации Губернатору Санкт-Петербурга, осуществляет распоряжение расположенными на территории Санкт-Петербурга земельными участками в части осуществления действий по освобождению земельных участков от движимого имущества лиц, незаконно использующих земельные участки.
05.09.2017 Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга вынесено распоряжение N 11-р "Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда".
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 данного Порядка основаниями организации работы в целях проведения обследования являются: поручения Губернатора Санкт-Петербурга и вице-губернаторов Санкт-Петербурга; обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических лиц и граждан, публикации в средствах массовой информации, в том числе указывающие на нарушения в области использования объектов недвижимости; поступившие в Комитет обращения от организаций и должностных лиц, получивших уведомление об устранении выявленных нарушений, для проведения повторного обследования; предложения структурных подразделений Комитета, содержащие информацию о нарушениях в области использования объектов недвижимости. Решение о проведении обследования принимается председателем Комитета, первым заместителем (заместителем) председателя Комитета в форме приказа о проведении обследования объекта недвижимости
Согласно п. 4.1 указанного выше Порядка по результатам обследования должностными лицами Комитета, проводившими обследование объекта недвижимости, составляется акт обследования объекта нежилого фонда или акт обследования земельного участка по формам, утвержденным приказом Комитета от 14.09.2018 г. N 148-п "Об утверждении форм Актов обследования и о признании утратившим силу приказа от 06.07.2017 г. N 14-п".
Согласно пункту 3.9 указанного выше Порядка при выявлении в ходе проведения обследований признаков нарушения земельного законодательства, выразившихся в использовании земельного участка без правоустанавливающих документов или установления факта использования объекта нежилого фонда в отсутствие правовых оснований, должностные лица Комитета, проводившие обследование, готовят уведомление о добровольном освобождении лицу, незаконно использующему объект недвижимости, по форме, установленной распоряжением Комитета от 20.09.2017 г. N 17-р "Об утверждении Порядка работы по пресечению незаконного использования объектов нежилого фонда, земель и земельных участков", и размещают его на объекте недвижимости либо вручают руководителю или уполномоченному представителю правообладателя (пользователя) объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что Дегтяревой Л.А. принадлежит гараж N 865, учетный номер "... ", расположенный по адресу: Санкт-Петербург, "... ", что подтверждается удостоверением на гараж, выданным СПб ГУП "ГУИОН" N13/58-6-865.
16.09.2009 между КУГИ Правительства Санкт-Петербурга и Приморской общественной организацией Санкт-Петербурга Всероссийского общества автомобилистов был заключен Договор N 17/ЗК-05142 аренды земельного участка зона 8, кадастровый номер "... ", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "... "), площадью 34854 кв.м, со сроком действия до 06.06.2010 года.
Пунктом 6.1 Договора предусмотрена возможность его пролонгации.
Согласно п. 1.2 Договора участок предоставляется для использования под гаражно-боксовую автостоянку; арендатор не вправе без согласия арендодателя возводить на участке здания, сооружения и иные объекты недвижимого имущества (п. 2.3 Договора).
16.09.2010 вышеуказанный земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи (л.д. 65-77).
25.07.2010 КУГИ Санкт-Петербурга в адрес Приморской ОО СПб Всероссийского общества автомобилистов направлено уведомление о прекращении договора аренды N 17/ЗК-05142 и освобождении земельного участка в срок до 01.10.2010.
Факт направления и получения данного документа арендатором подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении.
22.11.2019 Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, на основании приказа Комитета от 21.11.2019 N 11883-по (л.д. 53), проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "... ", что подтверждается актом обследования земельного участка от 22.11.2019 (л.д. 41-51).
В результате проведения данного обследования установлено, что южнее дома по адресу: Санкт-Петербург, "... " расположена частично огороженная территория, площадью 35 464 кв.м, используемая для размещения коллективной гаражно-боксовой автостоянки.
Территорию занимает земельный участок площадью 34 854 кв.м из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, не прошедших государственный кадастровый учет, не обремененных договорными отношениями.
Часть территории площадью 34 854 кв.м расположена в границах исторического земельного участка с кадастровым номером "... " по адресу: Санкт-Петербург, "... "). Кадастровый учет участка аннулирован 09.02.2011.
В отношении участка ранее был заключен договор аренды земельного участка N 17/ЗК-05142 от 16.09.2009 с Приморской общественной организацией Санкт-Петербурга Всероссийского общества автомобилистов под гаражно-боксовую стоянку, который расторгнут 10.11.2010.
Таким образом, в результате обследования Комитетом выявлены нарушения земельного законодательства и законодательства в сфере благоустройства: в части самовольного занятия земельного участка, самовольного размещения гаражных боксов.
На КАС размещено уведомление о добровольном освобождении земельного участка.
Согласно уведомлению от 22.11.2019, адресованному землепользователю, Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга выявлены признаки нарушений земельного законодательства в части использования земельного участка, находящегося в государственной собственности / государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, вблизи дома 12, корпус 1 по Мебельной улице без правоустанавливающих документов, что является нарушением статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.
Комитет предлагает в срок до 01 декабря 2019 года освободить незаконно занимаемый земельный участок и сообщить об этом в Комитет в указанный срок.
В случае неисполнения настоящего уведомления СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" будет осуществлено освобождение участка от лиц, незаконно находящихся на участке, и их имущества в принудительном порядке.
Дополнительно указано, что расходы, связанные с освобождением участка от имущества, незаконно расположенного на участке (включая демонтаж, вывоз и хранение имущества на складе), подлежат возмещению в порядке регресса в соответствии с действующим законодательством.
28.11.2019 Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в адрес СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" направлена заявка на обеспечение освобождения земельного участка, государственная собственность в отношении которого не разграничена, не прошедшего государственный кадастровый учет, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "... ", площадью 35 464 кв.м, от имущества третьих лиц, незаконно находящегося на участке (л.д. 39-40).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции применил вышеуказанные нормы права, оценил представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что действия Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга по размещению на территории земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, вблизи дома 12 по Мебельной улице уведомления о необходимости освободить незаконно занимаемый земельный участок в срок до 01.12.2019 года соответствуют требованиям действующего законодательства, принятие какого-либо решения в виде отдельного документа об освобождении незаконного используемого объекта недвижимости в данном случае законодательством не предусмотрено, учел, действия по демонтажу гаражей осуществляются СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" в соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных Центру полномочий, прекращение договора аренды земельного участка N 17/ЗК-05142 от 16.09.2009 дает основание его собственнику требовать освобождения земельного участка от незаконно находящегося на нем имущества, а также совершать действия, направленные на пресечение соответствующих нарушений, пришел к выводу о том, что исковые требования не могут быть признаны обоснованными и подлежат отклонению в полном объеме.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, из материалов дела следует, что спорный гараж был размещен на земельном участке, предоставленном под строительство гаражей во временное пользование (по договору аренды) и, как правильно указал суд первой инстанции, прекращение договора аренды земельного участка N 17/ЗК-05142 от 16.09.2009 дает основание его собственнику требовать освобождения земельного участка от незаконно находящегося на нем имущества.
Законность расположения гаражей на спорном земельном участке в период до 2010 года сторонами не оспаривается. Факт возведения гаражей в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством сам по себе не свидетельствует о незаконности сноса гаражей после прекращения договора аренды.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом исследовались обстоятельства освобождения земельного участка "... ", тогда как гараж истца расположен "... ", подлежат отклонению, поскольку совокупностью представленных в дело доказательств подтверждается фактическое расположение гаража истца на земельном участке, находящемся в государственной собственности, договор аренды в отношении которого расторгнут.
Ссылки ответчика в жалобе на то, что принадлежащий ей гараж является недвижимым имуществом, подлежат отклонению, поскольку в установленном законом порядке право собственности на гараж, как на объект недвижимости, зарегистрировано не было, из содержания п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что объектом недвижимости может быть признано только правомерно возведенное здание или сооружение, в то время, как по договору аренды земельного участка арендатор был не вправе самостоятельно возводить объекты недвижимого имущества.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Принимая во внимание вышеизложенное, обжалуемое решение, принятое в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.