Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Запольского В. А. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 июля 2021 года по административному делу N 2а-1192/2021 по административному исковому заявлению Запольского В. А. к ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о компенсации за ненадлежащие условия содержания в лечебно-профилактическом учреждении.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
установила:
Запольский В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в лечебно-профилактическом учреждении за период с 27 сентября по 9 октября 2019 года, в размере 500000 рублей и о возложении обязанности устранить нарушения условий содержания, в обоснование которого указал, что при доставлении ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми был помещен в изолированную камеру санитарного пропускника с ненадлежащими материально-бытовыми условиями содержания, а именно не соблюдалась норма жилой площади, имелись засоры в канализационных трубах, запах канализации, неисправность вентиляции, курение другими осужденными, из-за чего испытывал затрудненность дыхания, головную боль; из-за отсутствия мебели, лавочек в необходимом количестве вынужден был стоять более 4-6 часов, что причиняло физические страдания; во время обыска изъяты личные вещи, направлен был в нательном белье и тапочках в отделение, при этом не была предоставлена одежда по сезону, в связи с чем лишен права на прогулку, передвигался по учреждению в нательном белье и тапочках, отсутствовало сменное белье. В дальнейшем при содержании в палате N 8 хирургического отделения не соблюдались материально-бытовые условия содержания, а именно в палате не соблюдалась норма жилой площади, отсутствовала вентиляция, недостаточное освещение, антисанитария, была грязь, сырость, прогнили полы, на подоконнике щели, грибок, тараканы, крысы, не производилась уборка палаты, кварцевание помещения; недостаточное количество унитазов, раковин, из-за чего не всегда имелась возможность своевременно осуществлять гигиенические процедуры; по прибытию выдан рваный матрац, простынь и наволочка имели пятна крови, с запахом затхлости, отсутствовало сменное постельное белье, в бане отсутствуют поручни, лавочки, вешалки, перегородки между душевыми лейками.
Как следствие приведенных недостатков условий содержания плохо спал, был лишен личного пространства, был вынужден терпеть холод, сырость, унижение.
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и Управление ФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица привлечена Ухтинская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 июля 2021 года, административное исковое заявление Запольского В.А. к ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворено частично. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Запольского В.А. взыскана компенсацию в размере 3000 рублей за нарушение установленных частью 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации требований в период содержания в лечебно-профилактическом учреждении с 27 сентября по 09 октября 2019 года. Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении обращено к немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. В удовлетворен пи остальной части административного иска Запольского В.А. к ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-1 I ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказано.
В кассационной жалобе Запольский В.А. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права просит об отмене судебных актов и принятии нового решения. Выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Обращение Запольского В.А. в суд с указанным административным исковым заявлением было допустимым в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2019 N494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, поскольку после обращения административного истца в Европейский Суд по правам человека его жалоба не была рассмотрена по существу или по его приемлемости. Факт обращения Запольского В.А. в Европейский Суд по правам человека с соответствующей жалобой, не рассмотренной на день обращения в суд общей юрисдикции по существу или его приемлемости, суд первой инстанции посчитал подтвержденной.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица, органа государственной власти и взыскание компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Удовлетворяя административные исковые требования о взыскании компенсации в размере 3000 рублей за нарушение установленных частью 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации требований по необеспечению жилой площади помещения в период содержания в лечебно-профилактическом учреждении с 27 сентября по 09 октября 2019 года, суд первой инстанции принимал во внимание наличие совокупности приведенных оснований, а отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления в остальной части, исходил из отсутствия доказательств нарушения прав административного истца.
В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания. В соответствии с требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
В силу положений статей 1, 3 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, установлена обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально- технической и социальной сферы.
Положениями статьи 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что уголовно-исполнительное законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
Согласно статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством.
В соответствии со статьёй 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Приведенные права осужденного корреспондируют положениям статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Согласно статье 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.
В соответствии со статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности, они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
По практике Европейского Суда по правам человека, если в местах лишения свободы на одного заключенного приходится менее установленного размера жилой площади, то дефицит личного пространства считается настолько серьезным, что возникает устойчивая презумпция нарушения статьи 3 Конвенции по защите прав человека и основных свобод.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды (статья 99 УИК Российской Федерации).
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, осужденный Запольский В.А. в период с 27 сентября по 09 октября 2019 года содержался в хирургическом отделении ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми для прохождения обследования и лечения, где размещался в палате N 8.
Согласно техническому паспорту здания корпуса N 1 хирургического отделения ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми размеры палаты N 8 составляли: ширина - 2, 96 метров, длина - 5, 10 метров, общая площадь - 15, 1 кв.м.
По утверждению административного истца, в указанной палате и названный период одновременно вместе с ним содержалось 4 осужденных. Из отзывов административных ответчиков и справки врача-травматолога хирургического отделения ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми следует, что учет размещения больных в палате не ведется, поэтому определить список лиц, находившихся в палате и в спорный период, не имеют возможности. По информации административных ответчиков указанная палата рассчитана на одновременное содержание 4 осужденных, в палате установлено 4 кровати и соответствующее количество предметов мебели на указанное количество осужденных, что соответствует утверждениям административного ответчика. Судом на административных ответчиков была возложена обязанность сообщить сведения о списочном количестве осужденных, содержащихся в палате N 8 совместно с Запольским В.А, однако, данная обязанность не была исполнена, сведения не представлены. Достоверных сведений о том, что в указанной палате и в указанный административным истцом период не содержалось 4 осужденных или опровергающих названные обстоятельства, суду не представлено.
Приведенные выше нормативные положения устанавливают норму жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы (в рассматриваемом случае Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение Больница N 18 УФСИН России по Республике Коми) в размере пяти квадратных метров.
Таким образом, в палате N 8 корпуса N 1 хирургического отделения ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми, где содержался административный истец, площадь которой 15, 1 кв.м, и в которой содержалось в указанный период 4 осужденных, не обеспечивалась норма жилой площади из расчета пяти квадратных метров на одного человека.
Отклонение от стандартного уровня жилой площади в данном случае имело место и неизбежно создавало административному истцу при отбывании наказания неудобства, что является нарушением условий его содержания в исправительном учреждении и устойчивая презумпция нарушения статьи 3 Конвенции по защите прав человека и основных свобод, в связи с чем, судебная коллегия находит правильными и обоснованными выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований административного иска в указанной части, с взысканием соответствующей компенсации за нарушение условий содержания в лечебно-профилактическом учреждении уголовно-исполнительной системы.
На ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, как на лечебно-профилактическом учреждении, в котором находятся осужденные к лишению свободы, лежит обязанность распределять больных по медицинским корпусам в зависимости от диагноза заболевания, в связи с чем, указанное учреждение отвечает за размещение осужденного в больничной палате и обеспечение в период лечения его жилищных условий согласно требованиям части 1 статьи 99 УИК РФ. ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми не обязано контролировать соблюдение жилой площади осужденного.
При определении размера компенсации за нарушение условий содержания, судом первой инстанции были учтены характер и продолжительность нарушения, которое не повлекли серьёзных последствий для административного истца, а также требования разумности и справедливости, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным согласиться с размером компенсации за нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении в сумме 3000 рублей, поскольку денежная компенсация в такой сумме отвечает требованиям разумности и справедливости, а также способствует восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца.
При этом, с учетом положений части 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подпункта 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, указанная компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении правильно взыскана с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний.
Основания для взыскания указанной компенсации имелись, поскольку совокупностью исследованных судом доказательств нарушение установленных частью 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации требований по необеспечению истцу жилой площади помещения в период содержания в лечебно-профилактическом учреждении с 27 сентября по 09 октября 2019 года нашло свое объективное подтверждение, а размер указанной компенсации отвечает требованиям разумности и справедливости, способствует восстановлению нарушенных прав административного истца.
По доводам административного искового заявления при поступлении в лечебно-профилактическое учреждение осужденный Запольский В.А. был помещен в изолированное помещение санитарного пропускника с ненадлежащими материально-бытовыми условиями содержания, полагая, что не обеспечена норма площади помещений, имелись засоры в канализационных трубах, был запах канализации, неисправность вентиляции, курение другими осужденными, из-за чего испытывал затрудненность дыхания, головную боль, из-за отсутствия мебели, лавочек в необходимом количестве был вынужден стоять более 4-6 часов, что причиняло ему физические страдания.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, здание санитарного пропускника имеет площадь 80, 7 м2, состоит из коридора N 70 площадью 5, 2 м2, коридора N 71 площадью 5, 7 м2, помещения N 72 площадью 12, 8 м2, помещения N 73 площадью 8, 6 м2, помещения N 74 площадью 17, 2 м2, подсобного помещения N 75 площадью 2 м2, помещения N 76 площадью 8, 4 м2, помещения N 77 площадью 14.1 м2, душевой с площадью 6, 7 м2. Вновь прибывшие в лечебно-профилактическое учреждение осужденные находятся в помещениях NN 74 и 72.
Доводы административного иска Запольского В.А. сводились к тому, что в санпропускнике находилось около 20 человек, что практически соотносится со сведениями журнала приема больных дежурными врачами (фельдшерами) филиала учреждения, поскольку из записей в журнале следует, что 28 сентября 2019 года осмотрено 19 человек, прибывших из других исправительных учреждений, в том числе Запольский В.А, иные сведения о количестве прибывших в день поступления административного истца административными ответчиками суду не представлено. Площади помещений, используемые в качестве санитарного пропускника, составляют 30 м2 на 19 человек, на 1 человека приходится 1, 57 м2.
Вместе с тем, приведенные выше нормы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации при ожидании осужденными в санитарном пропускнике для прохождения необходимых процедур, распределении больных в отделения ФКЛПУБ-18 не предусматривают ни общего лимита размещения осужденных в них, ни норм жилой площади помещений санитарного пропускника на одного осужденного, поскольку нахождение вновь прибывших в учреждение осужденных в санитарном пропускнике носит временный характер. В представленных фотоматериалах помещения санитарного пропускника, где ожидают распределения по палатам вновь прибывшие осужденные для прохождения обследования и лечения, имеется стол и скамья длиной 330 см. и шириной 40 см, обеспечена функционирующая система вентиляции, установлено санитарно-технические оборудование, унитаз в виде чаши "Генуя", которая огорожена перегородкой для соблюдения требований приватности, установлен умывальник для гигиенических целей. Нахождение административного истца в указанном санитарном пропускнике носило временный характер, площадь и расположение предметов мебели в нем не свидетельствуют о нарушении прав осужденного.
Естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем проветривания камеры через окна, что соответствует положениям пункта 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", которым закреплено положение о естественной вентиляции жилых помещений путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы.
Судом установлено, что в здании санитарного пропускника обеспечена необходимая вентиляция естественная и механическая, установлен и функционирует вентилятор, наличие запаха канализации или возможных засоров в канализационных трубах отсутствуют, доводы административного иска не нашли своего объективного подтверждения надлежащими доказательствами по делу, что в совокупности не свидетельствуют о нарушении условий его содержания в учреждении, как и прав и законных интересов осужденного.
После прохождения осужденным Запольским В.А. санитарного пропускника он содержался в палате N 8 хирургического отделения ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми.
Согласно пунктам 13.1 и 13.4 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 58, при поступлении в стационар пациенты, при необходимости, проходят санитарную обработку в приемном отделении, включающую принятие душа или ванны, стрижку ногтей и другие процедуры, в зависимости от результатов осмотра. После санитарной обработки больному выдается комплект чистого нательного белья, пижама/халат, тапочки. Личная одежда и обувь оставляются в специальной упаковке с вешалками (полиэтиленовые мешки, чехлы из плотной ткани) в помещении для хранения вещей пациентов или передаются его родственникам (знакомым). Смена белья пациентам должна проводиться по мере загрязнения, регулярно, но не реже одного раза в семь дней, загрязненное белье подлежит немедленной замене.
Фактически выдача вещевого довольствия, его сдача белья в стирку, сдача при этапировании осуществляется санитарами и сестрами-хозяйками ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, вещевое довольствие при этапировании подлежит возврату, а сведения о выданных предметах не вносятся в лицевой счет осужденного.
Приказом Минюста России от 03 декабря 2013 года N 216 утверждены Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах вместе с Порядком обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, Правилами ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из пунктов 1, 2, 4 и 6 Порядка обеспечения вещевым довольствием осужденных, вещевое довольствие, изготовленное по утвержденной нормативно-технической документации, выдается осужденным к лишению свободы в готовом виде. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения. Осужденные к лишению свободы, освобожденные из исправительных учреждений, могут убывать в выданной им одежде и обуви, находящихся у них в носке.
В приложении N 1 Порядка установлены нормы вещевого довольствия больных осужденных к лишению свободы, проходящих стационарное лечение в лечебно-профилактических учреждениях и лечебно- исправительных учреждениях уголовно-исправительной системы (норма N 7), из которых следует, что мужчинам выдается костюм (больничный), носки, трусы, майка, фуфайка (футболка) с короткими рукавами, туфли больничные, пантолеты литьевые. Также выдается одеяло, матрац, подушка, простыня, наволочка подушечная верхняя.
По утверждению административного истца, по прибытию в учреждение ему выданы рваный матрац, простынь и наволочка имели пятна крови, запах затхлости. Вместе с тем, представленные доказательства свидетельствуют о том, что постельные принадлежности и одежда осужденному были выданы, они имели удовлетворительное гигиеническое состояние, порядок стирки и дезинфекции постельных принадлежностей осуществляется в соответствии с положениями СанПиНа 2.1.3.2630-10. Также в учреждении имеется подменный фонд вещевого имущества (зимний и летний), которым могут воспользоваться осужденные.
В соответствии с пунктом 11.20 СанПиНа 2.1.3.2630-10, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 58, по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла, простыни и т.д. подвергаются дезинфекционной камерной обработке. В случае использования для покрытия матрацев чехлов из материала, допускающего влажную дезинфекцию, камерная обработка не требуется. Дезинфекционной обработке подлежат кровать и тумбочка пациента. В медицинской организации имеется обменный фонд постельных принадлежностей, для хранения которого предусматривается специальное помещение.
Осужденный Запольский В.А. по прибытию в лечебно-профилактическое учреждение был обеспечен вещевым довольствием, его несогласие с состоянием обменного фонда, который проходит соответствующую санобработку, не нарушает право осужденного на материально-бытовое обеспечение.
Согласно пункту 13 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, банные установки и количество душей должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и так часто, как этого требуют условия общей гигиены, с учетом времени года и географического района, то есть, во всяком случае, хотя бы раз в неделю в умеренном климате.
Инструкцией по организации государственного санитарно- эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утв. приказом Минюста Российской Федерации от 08.11.2001 N 18/29-395, предназначенной для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, установлено, что помывка в бане осужденных производится не реже одного раза в семь дней с обязательной одновременной сменой полного комплекта белья (пункт 5.1), санитарная обработка включает в себя помывку осужденных в бане с мылом и мочалкой с обязательной сменой постельного и нательного белья (при педикулезе - обработку волосистых покровов), дезинфекцию, дезинсекцию личной одежды и постельных принадлежностей (подушек, матрасов, одеял) в дезинфекционной камере (пункт 5.6), при поступлении больных в лечебные учреждения в приемном отделении они проходят полную санитарную обработку. Для этого им выдается мыло, чистая мочалка, которую после использования обеззараживают, сушат и хранят в чистой маркированной посуде (пункт 5.12), помывка больных, находящихся на излечении в лечебных учреждениях, и смена им белья производится в соответствии с медицинскими показаниями, но не реже одного раза в неделю. При поступлении больных в лечебные учреждения и медицинские части им выдается госпитальное белье, а личное белье после стирки хранится вместе с вещевым имуществом (пункт 5.13).
Приведенной Инструкцией не предусмотрено установление перегородок между душевыми лейками, их отсутствие не свидетельствует о недостаточной приватности и уединении, поскольку является частью механизма, обеспечивающего безопасность осужденных, персонала учреждения, в целом режима содержания.
Из материалов административного дела следует, что в ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми имеется банно-прачечный комплекс площадью 262, 8 кв.м, в том числе раздевалка имеет площадь 23, 1 кв.м, оснащена двумя скамейками и вешалкой на 18 крючков, бачком с водой который снабжён краном и помывочное отделение имеет площадь 34, 7 кв.м, что подтверждается техническим паспортом на здание банно-прачечного комплекса. Помывочное отделение оснащено 4 лейками расположенными друг за другом, расстояние между лейками составляет 120 см, в промежутках между лейками установлены 3 мыльницы, ещё одна лейка расположена отдельно. Также имеется 4 крана с холодной и горячей водой, которые установлены парами, в промежутке между кранами повешено зеркало. Под кранами расположена бетонная лавка. Ещё одна бетонная лавка расположена в центре помывочного отделения. Имеется двуярусная подставка для тазов и табурет. Имеются резиновые коврики, которые после каждой, групповой помывки осужденных, подлежат дезинфекции. Приведенное оборудование находится в исправном техническом состоянии.
Осужденные посещают банно-прачечный комплекс два раза в неделю, при этом осужденные хирургического отделения посещают банно-прачечный комплекс по вторникам и субботам, сам банно-прачечный комплекс функционирует исправно, претензий к качеству работы банно-прачечного комплекса не поступало и регистрировалось. Администрацией учреждения созданы условия, в которых осужденный способен самостоятельно соблюдать санитарные нормы и личную гигиену.
Доводы административного искового заявления Запольского В.А. о нарушении условий содержания, выразившиеся в отсутствии в палате вентиляции, в недостаточном освещении, антисанитарии, наличии тараканов и крыс, в непроведении уборки палаты в период его нахождения в учреждении, в непроведении кварцевания, не нашли своего подтверждения.
Согласно пункту 1 1 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, в помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны быть достаточно велики для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и сконструированы так, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции.
Пунктом 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N64 (утратившим силу с 01.03.2021 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1631, но действовавшим на период рассматриваемых правоотношений), предусмотрено, что естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N47 о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц, может свидетельствовать отсутствие либо недостаточность вентиляции.
Согласно пункту 11.1 главы 1 СанПиНа 2.1.3.2630-10, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N58 (утратившим силу с 01 января 2021 года в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44, но действовавшим на период рассматриваемых правоотношений) влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже одного раза в месяц с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников (пункт 11.7).
Представленными в суд фотоматериалами палаты N 8 хирургического отделения ФКЛПУБ-18 подтверждено, что палата оборудована вентиляционным отверстием, имеется форточка, которую имеется возможность открыть при необходимости, что соответствует положениям пункта 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". Полы в палате деревянные, признаков повреждения не имеется, в палате установлен светильник на 4 люминесцентные лампы по 18 Ватт каждая, имеется окно размерам 140 см. х 135 см. для проникновения естественного света в палату, обеспечивающем истцу возможность читать и работать при дневном свете.
Из справки проверки санитарно-гигиенического обеспечения в ходе контрольно-надзорных мероприятий от 19 октября 2020 года следует, что режимы кварцевания и уборок соблюдаются, используются соответствующие дезинфицирующие средства. Журнал учета проведения генеральных уборок содержит сведения о проведении генеральной уборки в помещениях учреждения 17.08.2019, 21.09.2019 и 19.10.2019 с применением дезинфицирующих средств.
В соответствии с государственным контрактом N 471, заключенным между ФГУП "Дезинфекция" и ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми на выполнение профилактических и истребительных дератизационных работ на объектах, в том числе корпусах, в целях обеспечения санитарного состояния проводились соответствующие мероприятия, в связи с чем, по состоянию на 20.02.2019 заселенность объектов грызунами не установлена, о чем составлен акт, подписанный заказчиком и исполнителем. При этом, невыполнение обязательств или ненадлежащее выполнение мероприятий по дезинфекции, материалы административного дела не содержат.
Как следует из материалов осмотра помещений ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми Ухтинской прокуратурой за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в том числе, акта осмотра от 07 февраля 2018 года о недостатках и мероприятиях по их устранению, в ходе проверки наличие плесени, грибка, повреждений полов, наличие грызунов, насекомых в палате N 8 хирургического отделения не установлено.
Согласно таблице 32.2 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исправительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", утвержденного Приказом Минстроя от 20 октября 2017 года N 1454/пр, уборную в мужских лечебно-профилактических учреждениях необходимо оборудовать 1 унитазом и 1 писсуаром на 15 осужденных, умывальную - одной ножной ванной и 1 умывальником на 15 осужденных. Судом установлено, что в период нахождения Запольского В.А. в ФКЛПУБ- 18 установленные нормы были соблюдены, что не нарушает прав и законных интересов административного истца в приведенной части.
Таким образом, судом первой инстанции было достоверно установлено, что санитарное состояние палаты N 8 удовлетворительное, плесень, грибок, сырость отсутствует, крыс и насекомых нет. В палате имеются необходимые предметы мебели, вентиляция помещений в учреждении осуществляется естественным притоком воздуха через внутристенные вентиляционные каналы и открытые окна, которые имеются во всех палатах, оборудованы специальным механизмом открывания, регулирующим приток воздуха в палаты, а также имеются вытяжные отверстия вентиляционных каналов. Система вентиляции обеспечивает отвечающие нормативным требованиям условия содержания в палатах. Окно в палате с исправной форточкой для естественного проветривания помещения. Кроме того, над дверью есть вентиляционное отверстие, и при открывании форточки окна (окно напротив двери), помещение хорошо проветривается. Имеется надлежащее санитарно-техническое оборудование, в исправном техническом состоянии.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления о признании нарушений условий содержания в исправительном учреждении в оставшейся части, помимо несоблюдения нормы жилой площади помещений на одного осужденного, проанализировав указанные выше нормативные положения и установив все значимые для разрешения административного дела фактические обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, оснований не согласиться с которым не имеется. Представленные суду доказательства были полно и объективно исследованы судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Оснований ставить под сомнение представленные учреждением уголовно-исполнительной системы доказательства, в том числе письменные документы и иные материалы не имеется. Совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия), предусмотренных положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не установлена.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 июля 2021 года по административному исковому заявлению Запольского В. А. к ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о компенсации за ненадлежащие условия содержания в лечебно-профилактическом учреждении, оставить без изменения, кассационную жалобу Запольского В. А. - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 июля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.